Тема: «Дистанционное обучение как средство формирования субъектной позиции обучающихся»
Направления сотрудничества:
1. Совместная программа повышения квалификации педагогических работников в рамках федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Принятие нового стандарта – ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и ФГОС образование обучающихся с умственной отсталостью – решение, принципиально изменившее парадигму образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим аспектом составления и реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях является готовность педагогических кадров к реализации новых стандартов. Новая нормативная и правовая основа получения детьми с ограниченными возможностями здоровья требует овладения педагогами, занимающимися обучением и воспитанием этой категории детей, рядом новых понятий, а также компетенциями, обеспечивающими возможность разработки в образовательных организациях адаптированных основных образовательных программ (далее АООП), адаптированных образовательных программ (далее АОП), специальных индивидуальных программ развития (далее СИПР), обобщения и распространения опыта эффективных практик реализации новых стандартов. Представленная программа нацелена на знакомство педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, приступающих к реализации новых стандартов с эффективными практиками реализации АООП на основе представления опыта внедрения новых программных и нормативных документов, эффективных методов, технологий и приемов коррекционной работы. Программа также направлена на формирование компетенций в области планирования (составления адаптированной основной образовательной программы ОО, программы работы с семьей, индивидуального образовательного маршрута).
2. Совместная программа повышения квалификации педагогических работников в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа повышения квалификации «Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ: эффективные практики инклюзивного образования» предназначена для педагогов (в том числе учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-организаторов, педагогов-психологов), воспитателей.В программе рассмотрены вопросы совершенствования у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в части реализации внеурочной деятельности.
3. Совместная программа повышения квалификации педагогических работников в 2017-2018 учебном году «Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума»
ПМПк является формой взаимодействия специалистов организации, объединяющихся с целью комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с инвалидностью, ОВЗ и особыми образовательными потребностями, трудностями в овладении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации. Деятельность ПМПк направлена на решение задач своевременного выявления детей с проблемами в развитии, трудностями обучения и адаптации и организации им квалифицированной специализированной индивидуально ориентированной помощи специалистов разного профиля, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка.
Мероприятия в рамках сотрудничества:
1. 14 декабря 2017 года в ГОУ ЯО «Центр помощи детям» при поддержке департамента образования Ярославской области прошел семинар-совещание для руководителей и специалистов центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на тему «Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков в сложных клинических ситуациях».
2. Стажировка «Эффективные практики образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
Программа
Видео
3. 27 января 2017 года ГОУ ЯО «Центр помощи детям» на базе Школы дистанционного обучения в рамках курса ИРО «Дефектология» прошла стажировка «Эффективные практики образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий». Докладчиками были: Булатова Е.В., директор, Балыбердина Н.Н., учитель музыки, Финеева Н.М., учитель начальных классов, Залалян О.С., учитель физики, Гарина Е.А., психолог, Русанова Л.С., заместитель директора, Корикова И.А., руководитель отдела технической поддержки.
4. 13 декабря 2016 года Центр помощи детям принял участие в межрегиональной научно-практической конференции «Инновации в образовании: региональные практики» с докладом «Дистанционное обучение детей-инвалидов: инновации в организации внеурочной деятельности» (докладчик: Репин Я.В., заместитель директора ГОУ ЯО «Центр помощи детям»). Организатор конференции ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» при поддержке департамента образования Ярославской области.
5. 26-27 октября 2016 специалисты ГОУ ЯО «Центр помощи детям» приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации обучения детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Организаторы конференции: Департамент образования Ярославской области, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»:
- в секции «Риски и перспективы реализации ФГОС ОВЗ в сельской школе с докладом на тему «Эффективные практики коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающимися с использованием дистанционных образовательных технологий». Гарина Елена Алексеевна, педагог-психолог.
- в секции «Инклюзия в дошкольном образовании: проблемы, условия» с докладом на тему «Влияние социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка». Русанова Лилия Сергеевна, заместитель директора ГОУ «Центр помощи детям».
- в секции «Инклюзия в дополнительном и неформальном образовании: кадры, условия, риски» с докладом на тему «Виртуальный лагерь «Содружество» - технология воспитания и социализации детей, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий». Муравьева Евгения Владимировна, методист.
6. 26 мая 2016 ГОУ ЯО «Центр помощи детям» совместно с Институтом развития образования в рамках регионального проекта «Инклюзивное образование» проведен очередной областной семинар на тему «Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и взаимодействие с ними в процессе воспитательной и коррекционной работы». Заслушаны и обсуждены доклады: Психолого-педагогическая характеристика детей с СДВГ (Е.В. Конева); Особенности взаимодействия с детьми, имеющими СДВГ (А.А. Семёнова); Коррекционно-развивающие практики в работе с детьми с СДВГ (И.В. Крупенникова). Выступления специалистов Центра, как обычно, вызвали интерес и получили высокую оценку слушателей.
7. 15 апреля 2016 года совместно с Институтом развития образования для педагогов и психологов Ярославской области проведен обучающий семинар «Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы взаимодействия и адаптации» в рамках реализации регионального проекта по инклюзивному образованию. Слушатели семинара с интересом и вниманием восприняли доклады, подготовленные специалистами Центра помощи детям: «Клиническая и поведенческая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья применительно к задачам инклюзивного образования» (Михаил Юрьевич Резниченко); «Специфика взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, как условие успешного инклюзивного процесса» (Наталья Алексеевна Деревянкина); «Социальный интеллект как условие адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному обучению» (Владимир Анатольевич Урываев). Обсуждены и согласованы направления дальнейшей совместной работы Центра помощи детям и Института развития образования.
8. В конце 2015-2016 учебного года ГОУ ЯО «Центр помощи детям» совместно с ГАУ ДО Ярославской области Институт развития образования завершен цикл семинаров для педагогов и психологов средних школ «Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники инклюзивного образования». Помимо уже представленных в разделе «Новости», летом 2016 года проведены семинары, посвященные ранее неохваченной тематике.
- Дистанционные технологии в инклюзивном образовании
- Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и взаимодействие с ними в процессе воспитательной и коррекционной работы
- Дети со смешанными специфическими расстройствами развития: проблемы взаимодействия и адаптации
- Психогигиена педагога инклюзивного образования .
Цель семинаров – оказать помощь школам, которые в 2016-2017 учебном году начинают внедрять федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ. Цикл является частью регионального проекта «Инклюзивное образование», который в настоящее время реализуется Институтом развития образования.
Подробнее...