20 апреля 2024 г.
Что получается при передаче эмоций Минимизировать
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук
Семья — уникальное явление в жизни человека. Больше нигде люди не бывают так близки столь долгое время. Возникает вопрос: что же получается за все это время в результате передачи эмоций от родителя к ребенку или от ребенка к родителю? Уже к первому месяцу жизни получается примерно то, что изображено на рисунке - «общий эмоциональный котел», в котором собираются эмоции детей и родителей. С годами этот котел растет вместе с ребенком.





Если мы отчетливо представим себе этот эмоциональный котел, то станет понятно почему родители так легко выходят из себя, когда ребенок отказывается выполнять их требования. Сначала родители спокойны. Ребенок тоже спокоен, например он играет на улице (или дома в компьютере). Приходит время обеда, на стол накрывается «обед выходного дня» и родители зовут увлеченно играющего ребенка. Пока родители предвкушают совместный семейный обед и не предполагают, что необходимость бросить игру «на самом интересном месте» - сильный стресс, который вызывает ярость ребенка. Ребенок, которого оторвали от игры, приходит в ярость. Ярость ребенка вливается в общий эмоциональный котел по всем трем каналам, или только по одному из них, сейчас не так важно. Родители зачерпывают из общего котла эмоции ребенка, сами приходят в ярость и добавляют в общий котел свои негативные эмоции, которые зачерпывает ребенок…. Результат — скандал и испорченная половина дня.
Что можно было бы сделать? Можно было бы создать временной барьер между ребенком и общим эмоциональным котлом. Ребенок, отрываемый от любимого занятия, чувствует ярость — это нормально. Если дать ребенку «еще 15 минут», он успеет немножко успокоиться, может быть даже почувствует голод. А через полчаса он уже сам будет готов прийти к столу. Но чтобы создать временной барьер, нужно иметь время. Ребенка нужно позвать к столу за полчаса. А вдруг он прибежит сразу и рассердится, что еще не все готово? Тогда нужно будет срочно занять его чем-то приятным, связанным с подготовкой «обеда выходного дня».
Можно поступить и совсем иначе, например, научить ребенка справляться с яростью. Если  родители готовы спокойно выслушать возмущение ребенка, оторванного от любимой игры,  ребенок сможет удержаться от других проявлений ярости — энергия «вытечет» в слова.
Вряд ли подросток, которому запретили поход на дискотеку, будет особо радоваться по этому поводу. Ему можно помочь, если выслушать  возмущение, искренне посочувствовать (родители тоже были детьми, тоже хотели гулять, их тоже не пускали). Эмоций не стоит бояться. Но и разрешать поздние прогулки тоже не стоит, как бы это не огорчало ребенка. Дети любят «проверять на прочность» родительские запреты. Это нормально. И точно так же дети ценят четкие границы — в установленных рамках немножко легче решать сложнейшие задачи психического развития.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015