19 апреля 2024 г.
Как передаются эмоции Минимизировать
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Эмоции передаются в общении. Здесь мы говорим об общении ребенка и родителя. Аналогии с общением друзей, сотрудников, супругов можно провести самостоятельно.
Сначала нам нужно понять, что эмоции передаются от ребенка к родителю — как на картинке




  И от родителя к ребенку эмоции передаются тоже — как на другой картинке.




Мы видим три пути передачи эмоций: слова, действия, сами эмоции. Стоит обсудить эти пути подробнее.
1. Эмоции передаются через слова. Под словами мы имеем в виду только слова: «я рад/я рада», «я злюсь», «я устал/я устала», «я огорчен/я огорчена», «я в восторге» и т. п.
2. Эмоции передаются через действия или через поведение (последовательность нескольких действий).
Например человек молча слушает рассказ ребенка о событиях в школе или садике, ужинает и ложится спать. Или ребенок после выступления на утреннике возвращается домой, не переодевшись хватает телефон, звонит другу/подруге и рассказывает о выступлении. Это поведение (последовательность действий). По приведенным примерам поведения не скажешь точно, что именно чувствовали описанные персонажи, но одно не вызывает сомнений — какие-то чувства у них были.
3. Эмоции передаются сами по себе или «просто так» - как эмоции. Механизмы такой передачи давно и очень точно описаны в науке, но это описание слишком сложно для краткого изложения. Если мы понаблюдаем, что происходит с нами, когда мы не общаемся, а просто находимся рядом с убитым горем, или рядом с переполненным радостью человеком, то заметим изменение в своих собственных эмоциях.
Когда мы знаем, что есть разные пути или разные каналы передачи эмоций, становится понятнее, что эмоции могут течь свободно, но не по любому каналу это течение будет безопасным.
Что можно сделать с прямой передачей эмоции? Почти ничего. Пока у нас есть эмоции (а они есть всегда), они будут передаваться окружающим, независимо от того, что мы при этом думаем, говорим, делаем.
Что можно сделать с передачей эмоции через действия и поведение? Кое-что существенное. Так можно «выплеснуть» негативные эмоции и успокоиться. Но безопасно это лишь в том случае, если мы умеем находить безвредные для окружающих действия. Ребенок, как и многие взрослые, обычно не слишком хорошо умеет без вредя для себя и окружающих «разряжать» эмоции в действии. Поэтому не во всяком действии эмоции могут течь свободно. «Плохие» действия должны пресекаться очень твердо и решительно, хотя есть и обязательное условие —  открыть другой канал для эмоциональной энергии, ведь прекращая действие мы не прекращаем эмоцию.
Что можно сделать с передачей эмоции через слова (через речь)? Почти все. Можно сказать что-то вроде: «мне так понравился зоопарк, что не хочу уходить, но хочется, есть, спать, пора уходить и от этого грустно и я сейчас заплачу». Конечно, для ребенка (и для взрослого тоже) сознательно прийти к такой фразе - очень сложная задача. Зато всем становится ясно, что поход в зоопарк не был напрасной тратой родительских денег и времени, что ребенку понравилось в зоопарке, что ребенок устал, хочет есть, спать, поэтому капризничает и плачет. Родителям было бы лучше заранее предусмотреть такую ситуацию, остановиться и покормить ребенка взятыми из дома фруктами. В крайнем случае даже гамбургеры и чипсы все-таки лучше скандала и испорченного настроения. Поспать на ходу не получится, но ребенку можно дать отдохнуть на скамейке, или он выспится через 15 минут в машине.
Две задачи родителей: во-первых, найти такие способы проявления любых эмоций, которые были бы безопасны для ребенка и окружающих (конструктивные); во-вторых, научить ребенка использовать конструктивные способы проявления эмоций. Идеально, когда к юношескому возрасту ребенок уже умеет сам находить конструктивные способы выражения эмоций в тех жизненных ситуациях, с которыми сталкивается постоянно.
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015