7 июня 2025 г.

Особенности социализации детей с ОВЗ Минимизировать

Урываев Владимир Анатольевич

кандидат психологических наук

Особенности социализации детей с ОВЗ

Исторически, длительное время процесс формирования человека шел независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному. История детства - это история становления личности ребенка в семье. Рож­дение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. На современном этапе изменилось видение проблемы обучения и вос­питания детей с различными нарушениями.

В области специального образования с конца 80-х годов XX века обо­значается понятие «социализация». Профессор Н.М. Назарова в своих ис­следованиях дает определение социализации как «процесса и результата ос­воения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки обще­принятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, приня­тых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия». Н.М. Назарова отмечает, что в нашей стране издавна существовала покровительская позиция общест­ва и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая по­зиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вырабатывает иждивенче­ские установки у людей с ограниченными возможностями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможно­стями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах соци­альной активности. Основными компонентами независимого образа жизни

Н.М. Назарова определяет сферы жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации (отдыха).

Л.И. Шипицына под социализацией понимает «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребе­нок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элемен­тов культуры, социальных норм и ценностей».

Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдви­гается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Инте­грация детей с проблемами в общество предполагает:

-         воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

-         активное участие в этом процессе самого ребенка;

-         совершенствование самого общества.

В свое время, специальное исследование Б.И. Пинского выявило, что у некоторых детей обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка; эти дети очень зависимы от внешней оценки. У других, более глубоко отсталых, самооцен­ка повышена; такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует учесть наличие кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.

Теоретическое изучение особенностей самооценки ребенка с ОВЗ свидетельствует о своеобразии ее развития и возможности преобразования.

Физиологической основой эмоций и чувств является взаимодействие связей, образующихся в коре больших полушарий и в подкорковой области. Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и темпа психического развития ребенка с ОВЗ его эмоциональным процессам ряд специфических особенностей.

Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчи­вость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких по­буждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ос­лаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состо­ятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.

Известно, что эмоциональное самочувствие воспитанников в коллек­тиве в значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассни­ками. В специальной школе деловые и личные отношения между учениками часто совпадают. В исследованиях И.Г. Еременко проанализированы осо­бенности личных взаимоотношений между детьми с ОВЗ: недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора товарища, ин­дифферентное отношение к своему положению в коллективе, лабильность в отношениях. Причину этих особенностей автор объясняет низким уровнем самосознания ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера.

Говоря об уровне социальной адаптации школьников, необходимо изучить вопрос об особенностях делового общения. Наиболее полная ин­формация по этому вопросу получена в исследованиях Е.И. Разуван. Автор отмечает, что дети с ОВЗ испытывают за­труднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита ини­циатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом - с незнакомыми. Школьники всегда испытывают смуще­ние, страх, что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике.

Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вто­ричных дефектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими, неудовлетворенная по­требность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специ­альную школу создает такому ребенку оптимальный режим обще­ния, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализа­цию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, фор­мирует коллективные отношения.

Н.П. Долгобородова в своих исследованиях по формированию коллек­тива и межличностных отношений в специальной школе подчеркивает, что основой всего является специфика состава учащихся. Особенности психики и слабость развития высших психических процессов и свойств личности ребенка с ОВЗ сужают круг его отношений и связей, сферы и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Обра­зующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто эти связи находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, часто обусловлены чисто ситуационно.

Проблемой формирования положительных черт личности при подве­дении к выбору профессии учащихся специальных школ достаточно серьез­но занималась М.И. Кузьмицкая. На основании полученных данных она констатирует, что относительно благополучные по своему интеллектуаль­ному развитию подростки ко времени выпуска их из школы приобретают некоторый реальный уровень притязаний, интересы учащихся к будущей трудовой деятельности неуклонно развиваются, углубляется и мотивация деятельности вообще, самооценка при выборе профессии становится пра­вильнее. Но автор отмечает, что мотивы, которыми руководствуются выпу­скники специальных школ при выборе профессии, в большинстве случаев являются подражательными. Ученики часто не понимают действительного содержания той или иной профессии, основной критерий для них - привле­кательная и непривлекательная профессия. К седьмому - восьмому классу у подростков появляется потребность обсуждать вопросы будущего в доступной им сфере кон­кретно-практической деятельности.

Таким образом, исследователи отмечают динамику профессио­нальной направленности личности подростка с ОВЗ, ко­торая является следствием личностного роста в результате целенаправлен­ной коррекционно-воспитательной работы.

Исследования учащихся 8-9-х классов специальных коррекционных школ показали низкую степень готовности к самостоятельной жизни выпу­скников по большинству адаптационных факторов. Так, А.Н. Гамаюнова отмечает следующие факторы: чрезвычайно беден круг познавательных ин­тересов детей, у воспитанников специальных интернатов преобладают уста­новки на ближайшее будущее, слабо сформирована оценка себя как лично­сти, почти отсутствует стремление к самопознанию. Представления о готов­ности к самостоятельной жизни показывают, что зачастую основная часть детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обусловлено как их завышенной самооценкой, так и недостат­ком развития контактов с окружающей действительностью, они не прояв­ляют беспокойства о своей будущей жизни. Уровень социальной зависимо­сти таких лиц от государства значительно повышен.

Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозмож­на без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценно­стных ориентации. Своеобразие ценностных ориентации у детей с ОВЗ рассматривается в исследованиях В.В. Воронковой, Н.П. Долгобородовой, С.Л. Мирского, А.Н. Смирновой, Ж.И. Шиф и др.

В частности, В.В. Воронкова отмечает, что наличие интеллектуально­го дефекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативно­го поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивиду­альном поведении личности; нарушения познавательного развития затруд­няют формирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разо­браться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступ­ком и его результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение примитивных потребностей, снижение критично­сти и самокритичности, наличие повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли - все это является факторами, значительно затрудняющими воспитание учащихся коррекционной школы. Сниженная самостоятель­ность, моторная неумелость приводит к тому, что учащийся становится объ­ектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство. Своеобразие развития умственно отсталого ребенка затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного пове­дения.

И.Г. Еременко отмечает слабое развитие у детей с невысоким интеллектом эстетического вос­приятия и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное и уродливое, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой интерес к краси­вой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нормально разви­вающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетическому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, радость, удо­вольствие редко проявляется после соприкосновении с прекрасным. Чаще всего они получают удовольствие от яркого, блестящего. При этом проник­новение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно фор­мируются у детей эстетические оценки, которые ограничиваются суждения­ми: нравится - не нравится, красивое - некрасивое и т. п. Эстетическое раз­витие умственно ослабленных детей в значительной мере осложняется наличи­ем у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных пато­логическим преобладанием процессов торможения или возбуждения.

Авторы отмечают, что выявленные недостатки эстетического развития
детей с ОВЗ не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей вперед в этом направле­нии. «Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднима­ется на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической воз­будимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, ее гуманизация». Каждый ученик коррекционной школы имеет свою личную жизнь, которая реализуется им в свобод­ном времени. Многолетние наблюдения за жизнью детей с ОВЗ показывают, что они обычно безболезненно включа­ются в производительный труд по данной им специальности и относительно легко и успешно адаптируются в трудовых коллективах. Основные трудно­сти возникают в иной сфере, не связанной с собственно профессионально-практической деятельностью, в сфере использования свободного времени и в адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время может быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, реализация которых способство­вала бы подростков с ОВЗ в самостоятельную жизнь, повысила бы уровень сформированности их социального опыта. К ним относится организация разнообразных мероприятий, ставящих задачи всестороннего физического и эстетического воспитания, углубления и со­вершенствования трудовых умений и навыков, а также формирования определенных психических качеств личности. Среди видов деятельности, обыч­но используемых подростками в свободное время, можно назвать следую­щие: танцы, пение, музыка, общение и товарищеские игры, спорт, туризм, посещение кинотеатра, цирка, встречи с людьми культуры и искусства, изо­бразительное искусство, посещение выставок, музеев. Правильно организо­ванное свободное время имеет огромное влияние на нравственное и физиче­ское развитие подростков; в этой работе важно обеспечить единство требо­ваний к подросткам со стороны педагогов, родителей, молодежных органи­заций и производственных коллективов.

Таким образом, в специальной педагогике изучение процесса социализации началось задолго до формулирования в науке значения этого термина. Только с 90-х годов XX века социализация детей с ОВЗ рассматрива­ется как самостоятельная проблема в исследованиях Л.И. Аксеновой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Л.М. Шипицыной и др.

В личности ребенка с ОВЗ исследователями выделяются такие осо­бенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный в работах Андросовой Г.Л. вариант изучения этих особенностей условно делит их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» - позволяет систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре содержания этих особенностей.

Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекват­ность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям.

Во второй проекции эти особенности просматриваются через меж­личностное и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается импульсивность, необдуманность поступков, недостаточная воз­можность критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмеча­ется лабильность, индифферентное отношение к своему положению в кол­лективе. Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовлетворенная потребность в общении.

В третьей проекции выделены особенности склонностей личности и ее профессиональной направленности, своеобразие представлений об окру­жающем мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчи­вость, представления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не от­ражают существующих взаимоотношений.

Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития изучаемых детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.

Новости
Прием в школу
Сведения об организации
Государственная итоговая аттестация
ЦПМПК
Документы для ЦПМПК
Школа дистанционного обучения
Обучение иностранных граждан
Психолого-педагогический отдел
Медико-социальный отдел
Методическое сопровождение
Дистанционное обучение
Обеспечение деятельности учреждения
Проект "Современная школа"
Региональный ресурсный центр
Базовые площадки ГАУ ДПО ЯО ИРО
Обращения граждан
Безопасность
Антикоррупционная политика
Информация
Конкурсы
Издания Центра
Отзывы
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2020
РДС