8 апреля 2025 г.

Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.
Младший школьный возраст. Математика

-

Решение простых задач в 1 классе

В начальном курсе математики особое место отводится простым задачам. Умение решать такие задачи – фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами. 

В ходе решения простых задач дети усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя знакомство с понятием «задача» и ее составными частями, перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. 

На начальном этапе знакомства с задачами дети усваивают, задача –  это краткий математический рассказ, который кроме числовых данных,  содержит вопрос. Они учатся видеть условие задачи (то, что известно), вопрос задачи (что нужно найти),  учатся составлять краткую запись к задаче (схему, рисунок, чертеж), находят решение задачи и записывают ответ.

После знакомства ребенка с предлагаемой задачей (ее прочтение), он должен выделить условие и вопрос задачи. Затем можно приступить к поиску ее решения. При этом используются  специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи.

Например: "У мишки было 8 конфет, он дал волку две, сколько у него осталось?"


 Наряду с предметной иллюстрацией используется и схематическая – это краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются в удобной форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова:

-     показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «улетело», «осталось», и т.п.,

-     обозначающие отношения: «больше», «меньше» и т.п.,

-     указывающие на величины, данные в условии задачи: «скорость», «время», «расстояние» и другие.

Примеры краткой записи к задаче:

«В куске было 15 метров ткани, одному покупателю продали 5 м, а другому 4 м. Сколько метров осталось в куске?»


Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

        1).    Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

        2).    В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

        3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;

        4).    Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

        Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач. 

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. 

Новости
Прием в школу
Сведения об организации
Государственная итоговая аттестация
ЦПМПК
Документы для ЦПМПК
Школа дистанционного обучения
Психолого-педагогический отдел
Медико-социальный отдел
Методическое сопровождение
Дистанционное обучение
Обеспечение деятельности учреждения
Проект "Современная школа"
Региональный ресурсный центр
Базовые площадки ГАУ ДПО ЯО ИРО
Публичный доклад
Обращения граждан
Безопасность
Антикоррупционная политика
Информация
Конкурсы
Издания Центра
Отзывы
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2020
РДС