21 декабря 2024 г.
Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории
Младший школьный возраст. Русский язык. Что делать, если появилась дисграфия?
-

Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки в тетрадях ребенка
его лени или невнимательности.
Как же понять, что ему действительно трудно дается правописание?
Какие ошибки нужно «знать в лицо»,
и как отличить их от других – случайных и вполне безобидных?

Симптомы дисграфии

  1. Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради. Это ошибки «не на правила»
  2. Большое количество этих ошибок: от 5 до 20 и более.
  3. Стойкость ошибок: они проявляются во всех видах письменных работ (списывание, письмо по памяти, сочинение, диктант) в течение длительного времени.


Что делать, если появились признаки дисграфии?

Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадях вашего ребенка – сигнал для срочного визита к учителю-логопеду. Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:

  1. Не паникуйте!
  2. Не заставляйте ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
  3. Не торопите неуспешного ребенка.
  4. Никогда не упрекайте и не злитесь на ребенка за ошибки. Фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах.
  5. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. У каждого свой  темп развития.
  6. Обращайте внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселяйте в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.
  7. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка.
  8. Не забывайте, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015