Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. |
|
Младший школьный возраст
Математика
Сложение и вычитание в пределах 20-ти
-
Как помочь ребенку освоить тему
«Сложение и вычитание в пределах 20»
Часто родители спрашивают «Как дома объяснить ребенку тот или иной материал, который малыш плохо понял на уроке?» В 1 классе многие дети испытывают трудности при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 20». Рассмотрим эту тему. Данные рекомендации помогут Вам повторить изученный в школе материал.
К моменту, когда дети приступят к изучению этой темы, они должны очень хорошо знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел первого десятка не освоил, то при изучении следующих тем он столкнется с определенными трудностями. Поэтому постоянно повторяйте состав чисел в пределах 10, пока первоклассник не усвоит его до автоматизма. Он должен хорошо знать, что, например, 7 – это 6 да 1, 5 да 2, 4 да 3. На основе состава числа выполняется не только сложение, но и вычитание (7 – 3 = 4, потому что 7 — это 3 да еще 4). Эти знания будут необходимы при изучении других устных приемов вычислений.
Также дети должны знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики они познакомятся с тем, что 10 — это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Единицы записываются на первом месте справа, а десятки на втором месте справа.
Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Рассмотрим на примерах.
Приемы сложения и вычитания вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 основываются на умении раскладывать числа второго десятка на сумму разрядных слагаемых: 15 = 10 + 5,
17 = 10 + 7 и т. д.
К 10 прибавить 3 получится 13, т.к. 13 — это 10 да 3 (1 десяток и 3 единицы).
Из 13 отнять 3 получится 10, т.к. 13 — это 10 да 3 (1 десяток и 3 единицы).
Из 13 отнять 10 получится 3, т.к. 13 — это 10 да 3 (1 десяток и 3 единицы).
Очень полезно задание, где показывается взаимосвязь сложения и вычитания. Например:
Составь из данного примера еще один пример на сложение и два примера на вычитание:
10 + 6 = 16 |
16 – 10 = 6 |
6 + 10 = 16 |
16 – 6 = 10 |
-
Приемы сложения и вычитания вида 15+3, 15-3 также основываются на умении раскладывать числа второго десятка на сумму разрядных слагаемых. Например:
Найди значение выражения:
1) 15 + 3
Ребенок может рассуждать следующим образом: 15 — это 1 десяток и 5 единицы. К 5 единицам прибавить 3 единицы, получится 8 единиц. 1 десяток и 8 единиц — это число 18. Либо так:15 – это 10 и 5. К 5 прибавить 3 получится 8. К 10 прибавить 8 получится 18.
2) 15 – 3
Ребенок может рассуждать следующим образом: 15 — это 1 десяток и 5 единиц. Из 5 единиц вычесть 3 единицы, получится 2 единицы. 1 десяток и 2 единицы — это число 12. Либо так:15 – это 10 и 5. Из 5 вычесть 3 получится 2. К 10 прибавить 2 получится 12.
На начальном этапе освоения этих приемов ребенок должен проговаривать алгоритм решения вслух. Не пугайтесь этих длинных рассуждений, через некоторое время навык автоматизируется, и решать примеры ребенок будет быстро (проговаривания не потребуются). Кроме того, рассуждения развивают речь и логическое мышление.
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно. Особое внимание на уроках будет уделяться составу числа 10, а также составу чисел первого десятка.
Итак, что же это за прием — добавление до 10?
Рассмотрим конкретные примеры.
К 8 надо прибавить 5.
— Сколько надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2, т.к. 8 + 2 = 10)
— А 5 – это 2 и сколько? (3)
— Значит, 10 + 3 = 13.
Это рассуждение можно записать так: 8 + 5 = (8 + 2) + 3 = 10 + 3 = 13.
Но для удобства и наглядности можно использовать метод решения примеров со «стрелочками» («усами»). В овал обводится то, где получится 10:
-
Аналогично выполняется и вычитание.
Из 14 надо вычесть 6.
— Сколько надо вычесть из 14, чтобы получилось 10? (4)
— А 6 – это 4 и еще сколько? (2)
— Значит, из 14 вычесть 4 получится 10.
— А 10 – это 2 и еще…? (8)
— Значит, 10 – 2 = 8.
Это рассуждение можно записать так: 14 – 6 = (14 – 4) – 2 = 10 – 2 = 8 , либо, используя примеры со «стрелочками» («усами»):
-
В результате изучения этой темы, ребенок должен знать:
- десятичный состав чисел от 11 до 20;
- сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
- таблицу сложения с переходом через десяток, либо (если у ребенка недостаточно развита механическая память) уметь выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток;
уметь:
- решать простые и составные задачи на сложение и вычитание.