Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. |
|
Младший школьный возраст. Математика.
Письменное деление многозначного числа на однозначное
Алгоритм письменного деления является одной из наиболее трудных тем в начальной школе. Во всех существующих учебниках отдельно рассматривается письменное деление на однозначное число и письменное деление на многозначное число. Это вызвано тем, что, будучи одинаковыми по технике выполнения, эти алгоритмы имеют принципиальное различие: письменное деление на однозначное число опирается на знание таблицы умножения, а подбор цифр в частное при делении на многозначное число осуществляется с помощью прикидки. Между тем хорошее усвоение алгоритма письменного деления на однозначное число является необходимым условием понимания алгоритма письменного деления на многозначное число.
Для быстрого и качественного усвоения письменного деления можно предложить ребенку памятку, на которой написана последовательность действий, входящих в алгоритм письменного деления:
- Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные единицы оно обозначает.
- Определяю количество цифр в значении частного.
- Подбираю первую цифру в значении частного.
- Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
- Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток.
- Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
- Получаю второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6.
Рассмотрим пример алгоритма письменного деления на однозначное число:
Чтобы дети могли уловить смысл алгоритма и запомнить его, необходимо дать им несколько примеров для решения с проговариванием алгоритма сначала вслух, затем про себя. При доведении навыка до автоматизма, ребенок упрощает алгоритм выполнения.