Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. |
|
Младший школьный возраст. Математика.
Как преодолеть трудности при решении задач на начальном этапе (советы для родителей)
При решении задач возможны три основных типа ошибок у детей:
- ошибки из-за непонимания сути задачи и её вопроса;
- ошибки в разработке плана решения и его выполнении;
- ошибки в вычислениях.
Рассмотрим ситуацию, когда ребёнок испытывает затруднения с пониманием сути задачи и её вопроса.
Любая текстовая задача содержит два обязательных элемента: условие и вопрос. Решить задачу – значит, найти ответ на вопрос. Для того чтобы ребёнок научился ориентироваться в структуре задачи и находить условие и вопрос, можно использовать следующие упражнения:
1. Задача и незадача.
Предложите ребёнку прослушать или прочитать два текста:
1) В вазе лежало 3 яблока, а на тарелке 2 яблока.
2) В вазе лежало 3 яблока, а на тарелке 2 яблока. Сколько всего яблок было в вазе и на тарелке вместе?
Предложите ответить на следующие вопросы:
- Чем похожи эти тексты? - Чем отличаются? (Похожи началом и содержанием, отличаются окончанием, количеством предложений, наличием вопроса)
- Какой из этих текстом можно назвать задачей? Почему? (Во втором тексте есть вопрос, поэтому его можно назвать задачей)
- Как из первого текста сделать задачу? (Дополнить его вопросом)
- Дополни первый текст так, чтобы он стал задачей, но не такой, как 2-й текст. (Нужно добавить вопрос, но не такой как в тексте 2 – например, «На сколько яблок в вазе было больше, чем на тарелке?»)
Благодаря этому упражнению ребёнок научится на самом элементарном уровне выявлять такой элемент задачи, как вопрос.
2. Путаница.
В этом задании-игре вы предлагаете найти и исправить ошибки, допущенные при составлении задач.
Примеры заданий с ошибками:
1) На цветке сидели бабочки. 2 бабочки улетели. Сколько осталось? (в задаче пропущено числовое данное – неизвестно, сколько бабочек было сначала)
2) У Маши было 4 конфеты, а у Саши – 6 конфет. Сколько конфет съела Юля? (Вопрос не соответствует условию. Можно или дополнить условие задачи – например, «Маша и Саша угостили Юлю, и у них осталось 3 конфеты», или изменить вопрос – например, «На сколько у Саши конфет больше, чем у Маши?»)
Такие задачи с недостающими данными или вопросами, не соответствующими условию, дети воспринимают как весёлую игру, быстро учатся придумывать такие задания сами. Вы можете занять ребёнка этой игрой во время поездки, прогулки.
Вариантов заданий, которые помогут ребёнку понять структуру задачи и научиться выделять условие и вопрос – очень много: к заданному условию придумать вопрос, начинающийся со слов «На сколько…»; придумать условие к предложенному вопросу; устроить соревнование – кто придумает больше задач по картинке и т.п.
Наибольшего эффекта удастся достичь, если подобные игры-занятия вы сможете включить в повседневную жизнь, придумывая короткие простые задачки о бытовых ситуациях, с которыми ребёнок ежедневно сталкивается. Тем самым вы покажете практическую пользу умения составлять и решать задачи: Для приготовления омлета нужно 2 ложки молока на 1 яйцо. Сколько ложек молока нужно для омлета из 3 яиц?
Старайтесь, чтобы предлагаемые вами задачи не были однотипными. Это позволит ребёнку решать задачи не только на уроках математики, но и в быту.