Смирнова Екатерина Викторовна
Руководитель отдела методического сопровождения работы с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья.
Педагог-психолог первой квалификационной категории, нейропсихолог. |
|
Как научиться контролировать эмоции?
Многие родители сталкиваются с проблемой контроля собственных эмоций. Вот рассказ одной мамы: «На данный момент моя проблема № 1 - что я не могу сдержать раздражение. Мой ребенок никогда не реагирует на мои просьбы, замечания ни с первого, ни со второго раза. Нужно сказать несколько раз (а потом я срываюсь и кричу). Потом постоянно себя ругаю (внутри), что опять не выдержала и закричала. Не знаю, как изменить ситуацию. Считаю, что не должна злиться и кричать, но как это сделать, не знаю…»
Для того чтобы развить способность контролировать собственные состояния раздражения, злости и гнева, предлагаем вам следующие рекомендации.
1. Чувства раздражения, злости и гнева - это естественные чувства для всех людей. Признаваясь себе в этих чувствах, вы можете сказать: «Я испытываю раздражение – и это нормально». Можно сказать себе, что вы нередко переживаете эти чувства. У каждого из нас есть представления о правильном и неправильном поведении. Разрешая себе испытывать только "правильные" чувства мы не развиваем способность сознательного контроля над «неправильными» переживаниями. Если признать, что мы можем испытывать и негативные чувства тоже, круг возможностей для осмысленного управления своим поведением и состоянием значительно расширяется.
2. Признайтесь, что вы раздражаетесь, злитесь, гневаетесь на определенных людей. Если ясно выделить для себя, какие качества в людях раздражают, Вам будет легче управлять собственным состоянием. Кроме того, некоторые люди могут быть носителями нескольких качеств, являющихся отрицательными для Вас, поэтому сила Вашей неодобрительной реакции может возрастать. В природе нет "дурных" и "добрых" свойств. Каждое качество имеет ценность, каждому можно найти свое применением. Скорее всего, вы не принимаете эту черту и в самих себе, своей жизни, и в других людях. Попробуйте найти примеры того, как это свойство помогало кому-то в жизни. Когда вы начнете понимать преимущества этого качества, вы не должны будете более сдерживать критическую реакцию со своей стороны. Гнев сам уйдет. Конечно, это требует времени. Например, попробуйте, если Вам интересно, придумать, 10 ситуаций, когда осуждаемое качество помогает.
3. Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и агрессивные реакции могут формировать готовность к следующим ответам:
равнодушная, резкая или дерзкая интонация;
суровое, угрюмое, недовольное выражение лица;
вслух или про себя произносятся резкие выражения;
юмор превращается в насмешку;
вас всё раздражает; вы бросаете предметы;
вы не сдерживаетесь в разговоре с обслуживающим персоналом, а дома — на жену, мужа или на своего ребенка (припоминая сдерживаемые обиды).
4. Высказывайтесь о своем состоянии сразу по мере его зарождения. "Я огорчаюсь, когда мне приходится делать работу по дому одной", "Я раздражаюсь, когда приходится повторять несколько раз одно и то же", "Мне трудно говорить, когда меня перебивают". Сильные переживания редко можно полностью заглушить. Желание их подавить, удержать внутри может привести к ухудшению физического здоровья. Кроме того, подавление, сдерживание негативных эмоций у некоторых людей могут приводить к вспышке, выразительному всплеску эмоций. Когда человек или событие, вызвавшее возмущение и негодование остались в прошлом, а негативные чувства продолжают бурлить, это не справедливо обрушивается на человека, который случайно оказался рядом с Вами.
5. Важно оперативно реагировать на того человека, который расстроил или причинил боль. К сожалению, вовремя отреагировать мы не успеваем или думаем, что не можем позволить. А зачастую "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя более вольготно и свободно.
6. Испытывая усиливающуюся вспыльчивость и недовольство— просто уведомите об этом окружающих. Это вполне удобный способ предотвращения возможных столкновений. Вы просто извещаете окружающих о своем состоянии, чтобы они держали дистанцию. «Я устал, я раздражен, у меня неурядицы».
Способность уместно и адекватно откликаться на негативные выражения чувств развиваются постепенно. Адекватность в данном контексте означает разумный ответ в адрес именно того человека, который Вам сделал больно, обидел или вывел из равновесия. Когда вы встречаетесь с враждебностью или принуждением, не сразу удается быстро понять, что произошло, и подобрать достойные слова. Тем не менее, Вы можете постепенно научиться реагировать быстро и точно, и не нести негативных настроений, разрушительных для вас и людей, с которыми вы общаетесь.