21 декабря 2024 г.
Стратегии семейного воспитания Минимизировать

Стратегии семейного воспитания

Цель: Определение собственной стратегии семейного воспитания.


Инструкция: Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

 

Результат тестирования определяете по таблице приведенной в конце опроса.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека —
наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б, Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

 

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
традиционнной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

 

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Хоу).

Б, Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас
Фуллер).

 

4. Считаете ли вы. что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникаю-
щий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об
этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить
их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

 

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы,
В. Целесообразно   выдавать   некоторую   сумму   на   определенный   срок   (на

неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

 

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих, отношениях, тем более что их обиды

недолги.
Г, Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

 

7. Как Вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.
Б, Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо., а от

общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения}

пока это не выходит за разумные пределы. 

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не
по душе.

 

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят.

отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конеч-
но, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

 

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б, Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

 

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

 

Обработка результата тестирования.

 

 

 

 

Стиль поведения

 

Номера вопросов

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

Авторитетный

 

Б

 

В

 

В

 

Г

 

В

 

Г

 

А

 

Б

 

Г

 

Б

 

Авторитарный

 

А

 

А

 

г

 

В

 

Б

 

Б

 

Б

 

А

 

А

 

А

 

Либеральный

 

В

 

Б

 

Б

 

Б

 

А

 

А

 

Г

 

В

 

В

 

В

 

Индифферентный

 

Г

 

Г

 

А

 

А

 

Г

 

В

 

В

 

Г

 

Б

 

Г

 

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному
из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем
более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не
преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспита-
ния, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным на-
строением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также
самого себя как родителя.

 

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в развитии ребенка, но для него самого признаете право на самоопределение и развитие. Вы можете разделить, какие требования необходимо диктовать, а какие можно обсудить. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. У Вас есть четкое представление о том, как вырастить своего ребенка, и Вы прилагаете максимум усилий для достижения цели. В своих требованиях Вы можете быть довольно, непреклонны и бескомпромиссны. Ребенку не всегда уютно жить, когда родитель только контролирует.

Либеральный стиль. Вы высоко цените Вашего ребенка, прощаете слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако, стоит учесть, всегда ли правильно: Ваш ребенок сможет пользоваться такой свободой.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными,
поскольку у Вас иных проблем немало. Вы надеетесь, что со своими проблемами ребенок будет справляться самостоятельно. Возможно он надеется на на большее участие и поддержку с Вашей стороны!

 

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

 

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015