19 марта 2024 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Освоение учебной деятельности

Чтобы способствовать решению возрастной задачи развития, учеба должна быть освоена ребенком именно как деятельность. Разберемся, что это значит.

Деятельность должна быть именно освоена ребенком, но не создана. Не младшие школьники придумали школу. Школьное обучение, которое мы знаем, - результат развития европейского образования на протяжении двух тысяч лет. За это время очень основательно были проверены основные положения теории обучения. Если отвлечься от внешней атрибутики и моды, мы увидим, что принципы обучения почти без изменений успешно применяются (в разных социальных «обертках») более тысячи лет. И эти принципы эффективны.

Смысловое ядро обучения — неравенство учителя и ученика. Ученик не может вести разговор «на равных» с учителем. Если бы ученик мог вести разговор на равных, ему нечему было бы учиться. Учитель дает ребенку знания, которыми ребенок не обладает. Пока ребенок не будет знать и уметь то же, что знает и умеет учитель, их отношения должны быть неравноправны. Поэтому именно учитель — главный персонаж в жизни младших классов. И поэтому большинство специалистов советуют выбирать не школу и не программу, а учителя.

Конечно, когда мы говорим, что ребенок и учитель не могут и не должны быть равны, мы не имеем в виду давление, авторитарное презрение, пренебрежение другими — неучебными интересами ребенка.

Хитрость в том и состоит, что ученик и учитель равны как люди (с учетом возрастных интересов), но совершенно не равны в одном аспекте — в аспекте учебы. А в школу идут именно ради учебы. Чтобы понять столь сложную диалектику равенства и неравенства, ребенку нужно не создать, а именно освоить деятельность со всеми ее правилами. Именно поэтому компетентные учителя начальной школы придают столь большое (даже слишком большое по мнению многих родителей) значение внешним атрибутам учебы. Если ребенок будет полностью свободен в решении о том как одеваться и вести себя в школе, он не будет осваивать деятельность, а будет ее создавать. Такой «спонтанный и естественный» ребенок просто ничего не вынесет из школы, но внесет в школу много сумятицы.

Но если ребенок будет полностью лишен свободы принятия решений, он станет лишь   «продуктом переработки» системы образования. Тогда учебная деятельность будет внешне сформирована учителем, но не принята учеником внутренне, что настолько же бесполезно для развития, насколько бесполезно «естественное» обучение.

Из первой характеристики деятельности следует простой вывод — необходим баланс интересов ученика и учителя, семьи и школы. Победа любой стороны лишает обучение большей части смысла с точки зрения развития ребенка. Очевидно, что прийти к балансу даже при наличии доброй воли двух сторон удастся далеко не сразу, что совершенно нормально.

Вторая характеристика деятельности — наличие социально значимого результата. Ребенок идет в школу ради знаний. Но знания находятся «в голове» и не видны людям. Поэтому для ситуации сравнения с другими (конкуренции) нужны какие-то объективные «видимые» критерии. Такой критерий — отметки, те самые «двойки» и «пятерки». Да, приходится признать, что отметки — не идеальный критерий для сравнения и оценивания. Но пока это — работающий критерий. Поэтому ребенку придется принять и примириться с наличием отметок, которые ставятся не за потраченные усилия, а за достигнутый результат и иногда бывают необъективны.

Из второй характеристики учебы как деятельности следует еще один важный вывод — ребенок в начальной школе должен найти баланс между знаниями, которые он получает для себя и отметками, которые он предъявляет обществу.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015