19 марта 2024 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Наказание

Наказание — один из самых популярных и наименее эффективных способов воздействия на поведение. Но избежать тягостного для обеих сторон наказания, как правило, мало какой семье удается, хотя есть другие, намного более эффективные способы влиять на поведение. Попробуем разобраться в психологических механизмах наказания.

Во-первых, наказание — некоторое действие. Поэтому родителям следует четко различать порицание — слова и наказания — дела. Не стоит и порицать, и наказывать ребенка за одну и ту же провинность ребенка. Два отрицательных подкрепления не усиливают, а ослабляют друг друга. Одно дело — закон и порядок, обеспечиваемые неотвратимостью наказания, как это делается в суде. И совсем другое дело — воспитание горячо любимого ребенка и формирование у него представлений о нормах поведения, как происходит в семье. Для формирования правильного поведения ругать, а потом еще и наказывать — бесполезно.

Во-вторых, наказание должно быть соразмерно проступку не с точки зрения взрослого, а с точки зрения ребенка.

Но здесь возникает сложность. Иногда ребенок может счесть справедливым слишком суровое, на взрослый взгляд, наказание. Поэтому оценка тяжести наказания ребенком должна приниматься во внимание, но лучше, если оценка взрослого все-таки имеет приоритет.

Принимать во внимание оценку ребенка нужно и затем, чтобы наказание, мелкое для родителей, не стало трагедией для ребенка. В подростковом возрасте это будет иметь критическое значение. Не будучи уверенным в правильности оценки тяжести наказания подростком, лучше его вообще не наказывать! Но младшие школьники тоже бывают очень разными. Большое детское горе для одного — сущий пустячок для другого.

В-третьих, наказание должно прекращать все счеты. Когда ребенка наказали, его вина исчерпана. После наказания неуместны обиды, упреки, порицания. Ни со стороны взрослых, ни со стороны ребенка. Понятно, что ребенку необходимо сочувствие родителей. Но ситуация, когда родители сначала наказали, потом посочувствовали только дезориентирует и дестабилизирует состояние ребенка. Лучше сказать ему: «Мы тебя наказали за то, что... Теперь твоя вина исчерпана. И не будем больше об этом говорить».

Взрослым также не следует говорить о наказании никому, кроме тех, от кого скрыть факт наказания просто невозможно. Пусть ребенок сам решает и сам рассказывает тем, кому сочтет нужным.

В-четвертых, лучше, если наказание будет коротким. Например: «Ты не пойдешь гулять сегодня».

Если «не пойдешь гулять две недели», избежать разговоров и прекратить счеты удастся только через две недели. Возникает проблема — занять чем-то ребенка вместо прогулки. Но если, например, в наказание заставлять физически активного мальчика учить английский язык вместо футбола, непонятно не станет ли наказание за «двойку» хуже самой «двойки». Две недели разговоров о «двойке» и взаимных претензий ребенка и родителей, стойкое отвращение к занятиям. выбранным в качестве наказания — не лучший способ повысить успеваемость по иностранному языку.

Как мы видим, наказание — вполне допустимый инструмент воспитания. Но эффективно использовать наказание часто бывает настолько сложно, что лучше ограничиться порицанием, или применить другие способы формирования правильного поведения.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015