Если ребенок демонстрирует сопротивление…
Дети могут совершать противоположное тому, что от них ожидают, нарушать правила, не слушаться и игнорировать, плохо поддаваться попыткам контроля.
Почему они хотят управлять и быть лидерами?
Пример: Вы стоите в очереди, и какая-то нетерпеливая бабушка начинает подталкивать Вас в спину. Вы не благодарите ее за толчки: «Спасибо, я как раз двигаюсь в этом направлении». Вы моментально, не раздумывая, начинаете сопротивляться и толкать в ответ. Вы продвигались именно туда, куда ожидается. Но теперь, когда Вы приближаетесь, все мысли заняты тем, как избежать излишнего давления.
Этот пример говорит нам о том, что все мы по природе склонны к сопротивлению, когда мы чувствуем давление или чрезмерный контроль. Эта реакция является нормальной и полезной в определенных обстоятельствах. Но часто проявления сопротивления у детей сильно осложняет жизнь родителей и учителей.
Формы проявления сопротивления различны: негативизм, непослушание, бунт, пассивное неподчинение, неуважение, инакомыслие, воинственность. Все зависит от возраста и личности ребенка.
Считается, что ребенка, привязанного к родителям, очень легко растить, и сопротивления на родительские действия в идеале не должно быть. Откуда же оно берется?
Инстинкт сопротивления предназначен для выполнения двух важных функций:
1. Защититься от воли взрослых, к которым ребенок не привязан; для ребенка неестественно беспрекословно слушаться чужих людей.
2. Отстранять волю других, для того, чтобы освободить место для проявления своей воли. Ребенок начинает отрицать волю взрослого, чтобы узнать границу своей собственной воли.
Потребность в привязанности – такая же важная потребность, как и чувство голода. Голод привязанности, как и обычный голод, может быть удовлетворен на некоторое время. Если ребенок имеет полный контакт и близость со взрослым через край, то пройдет какое-то время (полчаса, два часа, полдня), прежде чем он снова почувствует голод. На пике насыщения ребенок чувствует освобождение от погони за привязанностью и сопротивление увеличивается.
Первые признаки сопротивления начинают появляться где-то в полтора года, когда ребенок начинает отделять себя от своих желаний и желаний близкого взрослого и находит слово "нет".
Сопротивление также может возникать в результате проблем с привязанностью.
К сожалению, в нашем мире при отсутствии стабильности есть еще одна причина проявления инстинкта сопротивления, а именно - проблемы с привязанностью.
Ребенок может быть привязан сильно, но не глубоко. Например, если ребенок привязан к вам только на уровне чувств, то исчезновение вас из зоны контакта будет означать повышение уровня сопротивления вашим желаниям, планам, просьбам.
Прежде чем говорить что-то ребенку, нужно завлечь, захватить его внимание (глаза, улыбка, кивок). Время с ребенком должно быть наполнено увлекательными ритуалами, захватывающими внимание, их катастрофически не хватает в современной жизни.
У детей раннего возраста сопротивление не является проявлением воли ребенка. Как правило, проявления инстинкта сопротивления будут несдержанными. Родители часто ошибочно принимают эти проявления за сильную волю. Мы считаем, что ребенок упрямый, целеустремленный, знает, чего хочет, но это всего лишь его реакция на волю родителей, а не проявление его собственной воли
. Сопротивление у детей старше 6-7 лет может быть результатом психологического застревания. Когда эти дети находятся под опекой взрослых, к которым они не особенно привязаны, но сопротивление может стать доминирующей реакцией.
Сопротивление происходит в условиях ослабления привязанности, когда воля извне мощнее, чем собственная воля ребенка, когда инструкции, что делать, сильнее, чем собственное желание ребенка сделать это. Мы считаем, что ребенок играет нам на нервах, самостоятельно устанавливает границы в поисках престижа и власти. Но! Это всего лишь его реакция на ограничения, установленные нами и проверка нашей надежности и нашего авторитета
Сопротивление как агрессия - одна из самых неприятных реакции ребенка. Наше терпение истощается. В результате, мы ведем себя с нашими детьми не лучшим образом: Мы говорим: «Никто не имеет права господствовать надо мной и быть грубым со мной, особенно ребенок" Включается наш инстинкт сопротивления, начинается "сражение".
Что же можно сделать?
Постарайтесь не принимать проявления сопротивления, как направленные лично на вас. Это просто инстинктивное поведение.
Избегайте разделения вас с вашим ребенком, как следствия непослушания.
Если к ребенку применяете много принуждения, то будьте готовы к сопротивлению и совладайте с собственной реакцией.
Проявления сопротивления это нормальная и естественная реакция.
Чтобы влиять на поведение, используйте приемы и ритуалы (не "потому, что я решил", а "в нашей семье такие правила").
Обратите внимание ребенка не на его проявления неповиновения, а на содержание последующих контактов. Создавайте условия для укрепления, углубления привязанности.
Помните, что важно захватить внимание (глаза, улыбка, кивок). Сядьте к ребенку глаза в глаза, говорите дружелюбным, но не заискивающим тоном, сообщите, что делать с кивком головой и получить согласие в ответ.
Постарайтесь уменьшить давление и принуждение. Многие взрослые ошибочно полагают, что чем более командирские их манеры, тем более послушные будут дети.
Избегайте командирской манеры, принуждения,, следите, чтобы в вашей речи было меньше глаголов должен.
Не хвастайтесь слишком открыто о своих намерениях.
Удалите акцент с принуждения. (Не: "Ты должен заниматься!" а "Что ты съешь в перерыве - яблоко или бутерброд?").
Оставьте ребенку возможность продемонстрировать свою волю.
Ваша задача - сосредоточиться на том, чтобы указать ребёнку на его собственную волю, которая приведёт к нужным Вам результатам. (Творог ты будешь есть с вареньем или сахаром? Зарядку будешь делать со мной или папой (бабушкой, др.)? Мы сделаем вначале русский или математику?)
Помните об инстинкте сопротивления и не дайте ему разрушить ваш союз с ребёнком.