21 декабря 2024 г.
Детско-родительские отношения Минимизировать

 

Смирнова Екатерина Викторовна
Руководитель отдела методического сопровождения работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Педагог-психолог первой квалификационной категории, нейропсихолог.
 
 

Общение взрослого и ребенка.

Когда люди решают завести детей, как правило, они ожидают большую радость в предстоящей жизни. Эта радость и надежда на будущее могут померкнуть, когда рождается ребенок с инвалидностью. Родители детей старшего возраста, которые получают инвалидность или становятся хронически больными, также имеют дело с горем и печалью. Родители часто чувствуют глубокое чувство вины, как будто они вызвали инвалидность или болезни, и начинается долгий процесс, чтобы смириться не только с инвалидностью своего ребенка, но со своими личными эмоциями и чувствами других членов семьи, таких как братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди. Физический и эмоциональный стресс может приводить к тому, что родители будут перекладывать свое недовольство друг на друга, других детей или даже ребенка с инвалидностью или болезнью. Это может привести к проблемам в браке, а также к соперничеству между детьми, и даже жестокому обращению с ними.

Одним из наиболее важных аспектов любых человеческих отношений является общение. Общение – это обмен информацией для понимания между двумя или более людьми. Члены семьи должны делиться своими чувствами друг с другом, так, чтобы другой партнер не был вынужден догадываться о том, что чувствует другой. Обмен эмоциями, мыслями, чувствами и полезной информацией будет защищать от чувства изоляции и боли.

Братья и сестры больного ребенка могут испытывать те же эмоции, что чувствуют и родители (то есть горе, гнев, и вину), а у некоторых из них возникают страх и непонимание. Братья и сестры могут бояться, что они могут «подхватить» инвалидность или, что даже они вызвали инвалидность своих братьев и сестер, пожелав маме не иметь нового ребенка. Братья и сестры также могут ревновать к тому, что ребенку с инвалидностью требуется уделять больше внимания для удовлетворения бытовых нужд. Братьям и сестрам, а также другим родственникам может быть неловко за ребенка или брата с инвалидностью или болезнью, они могут раздражаться на него, добавляя стресс семейному положению. Чтобы избежать семейных проблем, некоторые родители направляют большую часть своего внимания на больного ребенка, чтобы избежать тесного взаимодействия со своим супругом или другими детьми. Это может ухудшить ситуацию, создавая нездоровую связь между родителем и ребенком, принимая во внимание акцент на болезнь или инвалидность ребенка.

Необходим обмен информацией о болезни, инвалидности ребенка, врачебной диагностике с членами семьи, которые участвуют в жизни ребенка с инвалидностью, чтобы лучше понять потребности ребенка. Братья и сестры могут чувствовать ревность, смущение и, естественно, покинутость из-за высокой степени внимания к ребенку с инвалидностью или хроническим заболеванием. Важно обучать братьев и сестер и других членов семьи, чтобы они больше понимали и принимали брата/сестру. Хотя обучение членов семьи на первый взгляд может показаться сложной задачей, на самом деле этот процесс может быть быстрым и безболезненным. Важно отметить, что образование должно быть непрерывным процессом. В то время как ребенок естественно растет, изменяется и состояние болезни или инвалидности. Родители могут также стимулировать других детей  к самообразованию через чтение. При совместном чтении нужно убедиться, что материал доступен детям по возрасту. Есть много детских книг, которые описывают особенности инвалидности таким образом, что детям вполне понятно и не страшно. Это может оказать помощь братьям и сестрам для понимания того, с  чем они имеют дело.

Родители, которые заботятся друг о друге и о других детях, дают своим детям стабильную, любящую атмосферу. Признаком силы, а не слабости будет поиск поддержки со стороны специалистов и других родителей, которые пережили те же испытания. Даже, если семья разделяется, каждый родитель может по-прежнему продолжать жить продуктивной жизнью.

Для семьи, независимо от семейного положения, может быть полезным обращение за профессиональной консультацией. Консультирование может дать понимание того, что эмоции, отношения и чувства всех членов семьи(и родителей, и детей) типичны. Специалист может предложить членам семьи возможность переориентировать свои эмоции во что-то положительное в интересах детей. Совместное времяпрепровождение с другими детьми является приоритетом. Братья и сестры должны знать, что они особенные, ценимые, любимые и не всегда на втором месте. Пусть их помощь по дому не воспринимается как обязанность, а получает благодарность. Также необходимо давать время на отдых вдали от семьи другим детям  и самому ребенку с инвалидностью.  

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015