21 декабря 2024 г.
2 года 6 месяцев - 3 года Минимизировать
1. Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в усеченной форме (маленькая — маленька), однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную часть только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машина красная!»).

2. Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом на даче у дедушки». Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у вашего малыша!

3. Не требуйте от детей сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.

4. Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием прохлопывания трудных слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если ваш малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях («ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.

5. Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015