1. Ваш малыш уже может успешно повторить за вами простое двухсложное слово. Хорошо поиграть с ребенком в игру «Телефон». Произносите знакомые слова, которые вы уже слышали в собственной речи вашего малыша, в трубку игрушечного телефона или в «рупор» (его можно сделать из листа бумаги). Старайтесь произносить слова четко, с выделением ударного слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово более легким по произнесению («ди» — иди, «кота» — кот). Для облегчения задания его можно начинать с повтора цепочек слов-звукоподражаний (мяу-мяу), постепенно переходя к собственно словам. Когда игра уже будет знакома ребенку, можно попробовать включать в нее новые слова, которые малыш хорошо знает, но сам еще не произносит, используя прием звуковой имитации.
2. Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого называть окружающие предметы. Если ваш малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, вам следует предпринять все меры для создания необходимых предпосылок, формирующих собственное речевое общение. Прежде всего постарайтесь организовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Наоборот, сами предлагайте ему поиграть в куклы, в машинки. Совместную игру следует организовывать по принципу «давай вместе...», причем стремиться сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные действия с нею.
3. Чаще предлагайте вашему малышу те игры, в которые нельзя играть самому и которые потребуют от ребенка в ходе игры обязательного словесного обращения к вам. С мальчиком можно загружать самосвал, побуждая малыша командовать машине: «Вверх! Вниз! Стоп!» Девочке понравится укачивать куклу, называя ее по имени, успокаивая перед сном ласковыми словами. Так можно самым простым предметным действиям ребенка придать «человеческий» характер, уча разговаривать с игрушками, как с вами, и влиять на их «поведение» словами.
4. Если вам кажется, что ребенок просто ленится произносить слова, хотя уже может назвать достаточно много предметов, попробуйте поиграть с ним в игру «Незнайка». Пусть Незнайка, роль которого можете сыграть вы сами или большая кукла, ходит по дому и приговаривает: «Вот мишка. Вот сани...», называя некоторые предметы неправильно. Если малыш не заметит ошибки, то этот предмет исчезнет в огромной дорожной сумке. «Спасти» игрушку или вызволить необходимую вещь можно, только назвав ее правильно. Чтобы малыш лучше усвоил эти несложные правила игры, сначала в нее играют двое взрослых.
5. Если ваш малыш легко называет знакомые предметы, можно постепенно переходить к работе с предметными картинками, учить малыша узнавать изображения и называть знакомые предметы по картинкам. При сопоставлении картинки и игрушки их надо обязательно показывать малышу одновременно и произносить названия четко, с выделением ударения: «Вот лиса. Покажи ее лапки, глазки, хвостик. Подними у лисы хвостик. И вот лиса. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?» Помните, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем картинку.