3– 5 лет
Фонематические представления
Правильно-неправильно.
Покажите ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясните: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом» и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
Слушай и выбирай.
Разложите перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
мишка, мышка, миска
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, сом
коза, коса
лужи, лыжи
Затем называйте 3-4 слова в определенной последовательности. Ребенок должен отобрать соответствующие картинки и расставить их в названном порядке.
Различаем слоги
Произнесите ряд слогов в определенной последовательности, меняя последний слог. Попросите ребенка назвать, какой слог лишний. Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало цепочки, изменяя гласные буквы.
ПА-ПА-ПА-БА
БА-БА-БО-БА
ГА-КА-КА-КА
ЖИ-ЖИ-ЖИ-ШИ
РУ-РУ-РУ-ЛУ
ВА-ВА-ФА-ВА
Разложи правильно.
Разложите перед ребенком картинки с изображением предметов. Попросите ребенка разложить картинки с изображением предметов на 2 группы. В одной группе будет картинки, где предметы начинаются на гласный звук, во второй – на согласный. Задание направлено на формирование умения дифференцировать звуки: гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие.