19 марта 2024 г.
Нарушения речевого развития Минимизировать
Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории
 

Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Существуют различные варианты речевых нарушений.

 

Дислалия – нарушение формирования звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Дизартрия  – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме дизартрии.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может быть I, II, и III уровня. ОНР различного уровня может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Аграфия – полная неспособность к усвоению письма.

Дисграфия – специфическое нарушение письма.

Алексия – полная неспособность к усвоению чтения.

Дислексия – специфическое нарушение чтения.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015