Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук |
|
Эмоции переживаются двояко - на физиологическом и на уровне сознания. Поскольку в живом организме всегда есть некоторый уровень различных гормонов, поддерживается тонус сосудов, частота дыхания, ритм сердечных сокращений, мы в некотором смысле всегда переживаем какую-либо эмоцию, но не всегда это осознаем (см. слабые эмоции). Можно представить себе некоторое идеальное равновесие в организме, когда человек "ничего не чувствует", однако бодр и активен. Это будет условная точка "ноль эмоций". Но большую часть жизни мы проводим не в точке равновесия, а в большем или меньшем отклонении от нее. Существует огромное количество различных ритмов, в соответствии с которыми меняется работа организма: суточный ритм "день-ночь"; ритм работоспособности "обрабатываемость-работа-утомление-отдых"; годовой ритм, связанный с продолжительностью светового дня; гормональные ритмы. На эти ритмы накладываются физиологические реакции, связанные с погодой, уровнем кислорода в помещении, физическими нагрузками. Все это почти не осознается, но в сумме заметно "сдвигает" организм из точки полного равновесия. Будем считать, что физиологическое переживание эмоции тем сильнее, чем больше отклонение от полного равновесия. Тогда становится понятно, что в плане физиологического переживания эмоции "есть всегда".
На уровне сознания все несколько сложнее. Иногда бывает даже так, что физиологические проявления эмоции есть, а переживания эмоции нет. Бывает и так, что слабое физиологическое проявление сопровождается бурным переживанием. Бывает так, что переживание "ведет" физиологический компонент, но бывает и наоборот.
Нам важно знать про физиологический компонент, чтобы понять, что эмоция может возникнуть "сама по себе" - без видимых изменений во внешней ситуации. Например долго спокойно игравший ребенок вдруг проявляет бурную вспышку агрессии - не "со зла", а просто потому, что за время игры он успел незаметно для себя проголодаться. Общеизвестно, что подростки становятся "неуправляемы" на фоне естественных возрастных физиологических изменений. Но физиологические изменения происходят не только в подростковом возрасте. Взрослые, как правило, физиологически стабильнее ребенка и не всегда могут правильно определить источник детских эмоций. При этом источник положительных эмоций обычно интересует меньше, а источник отрицательных эмоций своих детей родители часто готовы засыпать землей и забетонировать. Проблема в том, что это один и тот же источник - естественные колебания физиологического состояния организма.
Про сознательный компонент родителям важно знать, чтобы не испугаться, когда переживание "ведет" за собой физиологию. Так лицо маленького ребенка при крике краснеет, в голосе появляется хрипота; а "взрослый здоровый парень" - подросток 16 лет - может испугаться полной ерунды (с точки зрения взрослого) и хлопнуться в обморок или ответить бурной и неадекватной агрессией.
Механизмы переживания эмоций объясняют, почему совершенно бесполезно стыдить капризничающего ребенка, ругать, взывать к его совести. Самый эффективный способ - помочь ребенку стать хозяином своих эмоций.