Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории. |
|
Формирование элементарных количественных представлений.
Познание ребенком количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовки к обучению в школе.
Для успешного обучения математике в школе дети должны правильно понимать и выполнять требования учителя, иметь сформированные пространственные и количественные представления, владеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством предметов, знать геометрические фигуры, уметь решать арифметические задачи.
Показатели развития:
К трем годам дети должны научиться:
Ø пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными («один огурец, много яблок»);
Ø выделять 1, 2, 3 предмета из группы;
Ø соотносить количество 1, 2, 3 с количеством пальцев;
Ø находить 1, 2, 3 предмета в окружающей обстановке;
Ø использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше, «меньше»;
Ø уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»;
Ø уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»;
Ø уметь сравнивать предметы по толщине, использовать слова «толстый», «тонкий»;
Ø уметь определять равенство и неравенство предметов;
Ø узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы.
К четырем годам дети должны:
Ø считать в пределах 5 (количественный счет);
Ø отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
Ø сравнивать две группы предметов по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами «больше, меньше, поровну»;
Ø выделять 3 предмета из группы по слову («Дай три палочки»);
Ø выполнять операции объединения и разъединения в пределах 3-х с открытым и закрытым результатом;
Ø сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними;
Ø узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
Ø определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, вверх, вниз);
Ø знать правую и левую руку.
К пяти годам дети должны научиться:
Ø считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5-ти в обратном порядке (5 4 3 2 1);
Ø определять количество предметов и предметных изображений на картинках при различном расположении в пределах 5;
Ø сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
Ø решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах 5, по представлению и отвлеченно в пределах 4-х;
Ø выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам («Где он?»);
Ø ориентироваться на листе бумаги;
Ø знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
Ø сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче, толще-тоньше и т.д.
К шести годам дети должны:
Ø уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Ø правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
Ø сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;
Ø уравнивать неравное число предметов двумя способами;
Ø пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, имеющих различную величину, цвет, форму;
Ø решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах 5-6;
Ø выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
Ø ориентироваться на листе бумаги;
Ø знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
Ø различать форму предметов;
Ø сравнивать до 6-8 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними.
К семи годам дети должны:
Ø называть числа в прямом и обратном порядке до 20;
Ø соотносить цифру и число предметов в пределах 10;
Ø составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
Ø пользоваться арифметическими знаками действий;
Ø измерять длину предметов с помощью условной меры;
Ø сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;
Ø уравнивать неравное число предметов двумя способами;
Ø выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
Ø ориентироваться на листе бумаги;
Ø знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию). Различать форму предметов;
Ø сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними;
Ø определять время по часам.