Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории. |
|
Сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является основой для формирования у ребенка всех психических процессов - внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения. С другой стороны, оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Восприятие формы
Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия, как
-наложение фигур,
-прикладывание,
-переворачивание,
-сопоставление элементов фигур,
-обведение пальцем контура,
-ощупывание,
-рисование.
После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Помогите ему в этом!
С трех лет ребенок может отбирать фигуры по образцу, выполнять действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, наложение.
С четырех лет ребенок может обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон), наклон фигуры, что помогает запоминать название форм.
С пяти лет ребенок может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размере. Действие сопоставления он выполняет уже зрительно, без ощупывания и манипулирования руками.
С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.
Поэтому при организации игр необходимо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.
Используйте следующие группы игр:
1. Учить ребенка находить по образцу предметы, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие.
2. Учить подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине.
3. Формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.
Восприятие величины
Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине.
Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:
-наложение,
-прикладывание,
-ощупывание,
-измерение,
-группировка предметов по одинаковому признаку.
Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается самостоятельно, но на основе предыдущего параметра.
При восприятии каждого параметра осуществляются действия, которые сначала выполняются с реальными предметами (например, большая кукла и маленькая и т.п.), затем с геометрическими фигурами, а затем осуществляются в уме с опорой на рисунок.
Поэтому для каждого параметра величины предлагаются по три типа игр:
- с предметами,
- с плоскими фигурами,
- с рисунками.
Для правильного определения величины у детей формируют такие представления:
-подбор одинаковых величин по образцу;
-различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);
-закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;
-использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;
-аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения;
-сопоставление частей и деталей предмета по величине.
В играх по определению величины используются различные предметы, игрушки.
Восприятие цвета
Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На 1 этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же».
На 2 этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный».
На 3 этапе он сам называет тот или иной цвет в ответ на вопрос: «Это какой цвет?».
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
§ Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить цвет в предмете.
§ Потом осваивают понятие (слово) «цвет» на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий).
§ Затем учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, зеленый, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляются белый и фиолетовый цвета.
! В начале не нужно добиваться запоминания цвета, если ребенок не прошел 1 и 2 этап.
Голубой цвет ребенок начинает воспринимать с трех, четырех лет; с трех до пяти ребенок осваивает 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также белый и черный цвета.
Восприятие пространства
Цель: научить детей воспринимать такие характеристики пространства, как: далеко, близко, здесь, там, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне.
Представление о данных параметрах пространства необходимо формировать через движения тела, конечностей, поворотов головы и глаз.
Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные с соответствующим словом, понятием.
Восприятие целостного предмета
Цель: научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
Самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств.
Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:
-конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);
-узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это);
-обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т.д.?);
-словесное описание предметов (например, игра «Угадай кто» - ребенок описывает задуманное, а Вы угадываете);
-узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).
Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.
Развитие тактильно-двигательного восприятия включает формирование умения определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь (без участия зрения).