Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории. |
|
Развитие ребенка от 6 месяцев до года.
Когда малышу исполняется 6 месяцев, начинается новый этап в развитии маленького человечка. Сначала малыш учится сидеть, а, следовательно, начинает видеть мир под новым углом. Через некоторое время, месяцев в 7-9, ребенок начинает ползать, а к 10-12 месяцам – ходить. За такой короткий промежуток времени происходит очень много важных изменений в развитии ребенка. Физическое развитие дает огромный толчок психическому развитию. Начиная самостоятельно передвигаться, малыш активно познает мир, и задача родителей на данном этапе – создание безопасной и разнообразной окружающей обстановки. Чтобы малютка не проник в грязную прихожую или опасную кухню с горячей плитой, можно закрыть проходы в эти помещения диванными подушками. А для того, чтобы ребенка не прихлопнуло дверцей шкафа – поставить фиксаторы и т.д. С другой стороны, необходимо учить малыша слову «нельзя». Чем раньше он усвоит, что нельзя трогать утюг и чайник, тем спокойнее будет мама.
В этом возрасте ребенок начинает понимать обращенную речь, простые бытовые просьбы. К году ребенок уже говорит первые слова, которые могут быть полиморфны (одно короткое словечко может обозначать несколько предметов или действий).
Начинается этап формирования сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это, прежде всего, цвет, форма и величина. Малышу можно предложить два предмета, сильно различных по величине (например, два кубика), объяснить, интонационно выделяя слова, что «Этот кубик большой, а этот – маленький». Положить кубики рядом, друг на друга, дать ребенку потрогать и сравнить их. В следующий раз можно сравнить два мячика, потом – две куклы и т.д. Такими нехитрыми упражнениями мы формируем элементарные представления о величине предметов. Представления о форме помогут формировать простые коробки форм или вкладыши, в этом возрасте достаточно 2-3 фигур, которые научится сличать ваш ребенок.
Не следует превращать игры с ребенком в обязательные и упорные занятия. Если малыш устал, не заинтересован игрушкой – он ничего не усвоит. Также не стоит «бежать впереди паровоза» и требовать от ребенка слишком многого. В год малыш никак не сможет самостоятельно произнести названия геометрических фигур, так зачем же нервировать малыша?
Очень важным для ребенка этого возраста является развитие речи, продолжаем пополнять словарный запас, проговаривая малышу все, что мы видим вокруг. Дома стараемся как можно больше разговаривать с ребенком, сопровождаем все действия внятной и интонационно насыщенной речью.
Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, для тренировки пальчиков малютке можно предложить толстые карандаши, пальчиковые краски. Конечно, рисунка мы не увидим, но проследить за тем, как карандаш оставляет за собой след, попачкаться красками, оставить отпечатки ладошек – это малыш вполне может.