19 марта 2024 г.
Мелкая моторика Минимизировать
Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории.

Развитие общей и мелкой моторики и

подготовка руки к письму.

 

Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.

Важно сформировать у детей различные типы хватания, сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности.

Овладение различными типами хватания - захват в кулак, хватание щепотью, противопоставление большого пальца всем остальным, использование указательного захвата (двумя пальцами - большим и указательным) - позволяет расширить регистр орудийных действий ребенка.

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук имеет большое значение для овладения письмом.

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики:

1.     Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).

2.     Рисование, раскрашивание картинок.

3.     Изготовление поделок из бумаги (аппликации).

4.     Изготовление поделок из природного материала.

5.     Конструирование.

6.     Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

7.     Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

8.     Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.

9.     Нанизывание бус и пуговиц.

10.     Плетение косичек из ниток, венков из цветков.

11.     Переборка круп (горох, гречка, рис).

12.     «Показ стихотворения». Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

13.     «Теневой театр». Дети вместе со взрослыми выполняют  различные фигурки из пальцев. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и в-третьих, учеными доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Показатели развития:

К трем годам дети должны:

Ø     выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;

Ø     выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого на основе подражания («поиграй на пианино»);

Ø     показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;

Ø     захватывать мелкие игрушки, предметы щепотью и опускать их в сосуд;

Ø     проводить линии по пунктирам, не выходя за края дорожки;

Ø     проводить прямые линии в разных направлениях;

Ø     раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

К четырем годам дети должны:

Ø     брать мелкие предметы указательным типом хватания;

Ø     выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;

Ø     показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);

Ø     проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожки разной ширины;

Ø     проводить линии по пунктирам, не выходя за края дорожки;

Ø     проводить прямые линии в разных направлениях;

Ø     штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

Ø     уметь копировать простейшие рисунки;

Ø     уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.

К пяти годам дети должны:

Ø     застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде;

Ø     показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на своих руках;

Ø     выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;

Ø     уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;

Ø     уметь обводить рисунок по точкам и по линиям;

Ø     уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;

Ø     уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры;

Ø     уметь копировать простейшие рисунки.

К шести годам дети должны:

Ø     застегивать и расстегивать пуговицы;

Ø     владеть навыками шнуровки;

Ø     свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

Ø     изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

Ø     штриховать или раскрашивать рисунки в разных направлениях, не выходя за контуры;

Ø     обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;

Ø     ориентироваться на листе бумаги, правильно располагая рисунок на листе;

Ø     ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;

Ø     передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

Ø     уметь копировать простейшие рисунки;

Ø     уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.

К семи годам дети должны:

Ø     свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

Ø     изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

Ø     штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

Ø     ориентироваться в тетради в клетку или в линию;

Ø     передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

Ø     уметь копировать простейшие рисунки, фразы;

Ø     уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.

В ходе проведения индивидуальных занятий у детей развиваются внимание, память, умение слушать, доводить начатое дело до конца, усидчивость, самостоятельность.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015