19 марта 2024 г.
Отвечаем на вопросы родителей Минимизировать
Семенова Анна Александровна
Педагог-психолог высшей квалификационной категории

            РОДИТЕЛИ   СПРАШИВАЮТ ПСИХОЛОГА.

Вопрос. Как заставить ребенка убирать игрушки на место?

Ответ. Это один из наиболее частых вопросов, задаваемых психологу. Убрать вещи на место, навести после себя порядок – это одна из норм, по которым живет семья. В одних семьях есть такая норма, и она прививается ребенку, в других семьях такой нормы нет, и ребенок впервые сталкивается с ней, попадая в детский сад, приходя в гости. Если это норма вашей семьи, то она будет формироваться естественным образом. Малыш будет наблюдать за взрослыми, как они убирают вещи за собой и за ним. Желая понравиться маме, ребенок делает первые попытки убрать игрушку на место и получает ее одобрение. При этом важно помнить, что у ребенка, нет потребности,  убирать игрушки за собой, он делает это, потому что находит одобрение значимых взрослых.

Усвоение большей части социальных норм, таких как: ходить на горшок, мыть руки, убирать за собой вещи на место и многих других вызывает у многих детей напряжение, нежелание  следовать им всегда по требованию взрослых. Уборка за собой игрушек – одно из правил, которое ребенок осваивает вместе с взрослым. На что необходимо обратить внимание родителей. Во-первых, на количество игрушек у ребенка. Не надо заваливать ребенка игрушками. Избыток игрушек не позволяет им выполнить их основную функцию – развитие и воспитание. Огромное количество мягких игрушек, кукол, машинок не сделает ребенка счастливее и умнее, но создаст напряженные отношения между вами и ребенком в моменты уборки игрушек. Во-вторых, помните, что чем младше ребенок, тем труднее ему заниматься неинтересным делом – уборкой игрушек, даже из любви к вам. Убираем вместе с ребенком, просим его помочь нам – весело, быстро. Главное – выработать эту привычку – игрушки должны лежать на месте. Должны лежать на месте перед сном или после каждой игры – это ваше  решение, но здесь хочется предупредить родителей, что бы они, не переусердствовали, и помнили простое правило «психическое здоровье ребенка и идеальный порядок в доме – вещи практически несовместимые».  В-третьих, ребенку легче будет усвоить норму, если родители едины в своих требованиях. Если папе все равно где находятся игрушки, а бабушка, жалея внука, убирает игрушки за него, то, скорее всего, норма ребенком будет усваиваться с трудом. В-четвертых, проявите выдумку и фантазию, постарайтесь сделать уборку игрушек интересным и увлекательным делом для ребенка. Для этого используйте неограниченные возможности игры, особенно сюжетно-ролевой игры. В-пятых, для психологического благополучия ребенка, в тот период, когда формируется сюжетная игра, воображение, необходимо выделить место, где бы ребенок мог оставить игрушки с недоигранным сюжетом, недоделанными поделками, к которым он может вернуться на следующий день. Это личное место ребенка, которым он может распоряжаться по своему усмотрению, в том числе оставлять «беспорядок».

Вопрос. Я устала от капризов своего ребенка (1год 8 мес.), а в последнее время вообще взял манеру падать па пол орать и стучать ногами. 

Ответ. После года ребенок начинает самостоятельно передвигаться, это открывает для него новые возможности в познании окружающего мира. Любознательность детей не знает границ, и они становятся чрезвычайно активными: могут самостоятельно включить плиту, засунуть мелкие предметы в розетку, вскарабкаться на подоконник. Родителям приходится ограничивать эту исследовательскую деятельность, чтобы обеспечить безопасность детей. Ребенок начинает осваивать первые в своей жизни «можно» и «нельзя». В общении родителя с ребенком большое значение имеет количество этих «нельзя» и  эмоциональный настрой родителей при общении с ребенком. Если запретов очень много, и взрослый говорит раздраженным тоном, то избежать выраженных протестных реакций ребенка практически невозможно.

Умение растущего ребенка понимать речь других людей и выражать с помощью первых слов свое состояние постепенно приводит к тому, что регуляция его поведения становится возможной посредством речи. Однако малыш находится пока в самом начале ее освоения. Его словарный запас не позволяет ему вступить в обсуждение тех или иных «указаний» взрослого, полноценно выражать согласие или протест. Поэтому свои ответы на высказывания взрослого малыш может «оформлять» в виде специфического поведения. Не находя нужных слов для выражения собственного мнения, ребенок может закапризничать, закричать, упасть на пол, отказаться от еды, прогулки, стать угрюмым.

Таким образом, на втором году жизни биологические ритмы, регулирующие жизнедеятельность ребенка (ритм сна – бодрствования, приема пищи и т. д.), оказываются сильно деформированными, а речевые еще не настолько сформированы, чтобы ребенок мог спокойно управлять своим поведением. Отсюда многообразные переживания у ребенка и «трудные» воспитательные ситуации у взрослого. 

Как правило,  поведение ребенка второго и третьего года жизни, которое вызывает разнообразные «спорные моменты» в его отношениях с родителями, можно свести к следующим вариантам:

- ребенок хочет быть вместе с мамой или с другими близкими людьми и отказывается отпустить их от себя;

- малыш не хочет находиться на одном месте (сидеть у кабинета врача, стоять в очереди в магазине, лежать в кровати), ему хочется передвигаться самому;

- ребенок стремится передвигаться в определенном направлении, так как его привлекает определенный человек или предмет (бежит через парк к знакомому ребенку, на дорогу за мячиком);

- ребенок стремится завладеть «запрещенными» предметами (хрупкие вещи, часы, нож, бытовая техника и т. п.);

Основное содержание поведения связано с тем, что ребенок хочет постоянно активно участвовать в повседневной жизни взрослого и беспрепятственно исследовать окружающий мир, удовлетворяя потребность в познании.

Поведение родителей при этом может быть связано с такими чувствами:

- родители могут расстраиваться и чувствовать свою беспомощность из-за капризов ребенка;

- взрослый может испытывать раздражение из-за того, что он должен тратить больше времени для удовлетворения «прихотей» ребенка, следить за ним;

- родитель может терять терпение, контроль над собой, повышать голос, шлепать ребенка.

Негативные переживания родителей обычно связаны с тем, что новое поведение ребенка либо пугает их, либо им мешает. Таким образом, если ваш ребенок слишком капризен, помните, что тяжело не только вам, но и ему. Проанализируйте вашу систему запретов, и стиль ваших отношений с ребенком. Помните, что в системе «родитель – ребенок» первым меняется родитель, а уже за ним и ребенок.

Вопрос. Моя дочь стала раздеваться и ходить голой, рассматривает себя, заглядывает к папе, когда он парится в бане. Нормально ли все это?  Если приходят посторонние, она теперь уже стесняется, одевается. В садик не ходим, по причине здоровья, возраст 3 года 8 мес.

Ответ. То, о чем вы спрашиваете, относится к теме психосексуального развития ребенка. В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий. Начало описываемой вами стадии приходится на возраст примерно трех лет и продолжается примерно до шести лет.

Для ребенка начало данной стадии психосексуального развития характеризуется тем, что если раньше основные события его жизни разыгрывались в его взаимоотношениях с матерью, то теперь он внезапно обнаруживает себя в «треугольнике», включающем отца. При этом ребенок начинает осознавать специфическое отличие роли отца от роли матери в его жизни. Природа этого отличия изначально неясна для ребенка.

У детей, находящихся на этой стадии, возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. С этим связаны и попытки рассмотреть свое тело и тело других детей,  подглядывание за обнаженными взрослыми. Примерно в четыре года дети спрашивают, как дети попадают в материнский живот и выходят оттуда. К пяти годам интерес к анатомическим различиям полов утихает, детей больше начинают интересовать отношения между родителями, дядями и тетями.

Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют различные функции в семье и за ее пределами и пользуются разной одеждой и предметами. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогает ролевая игра. Девочки играют в «дочки-матери», пытаются красить лицо, делают прически.

Родитель своего пола воспринимается и как пример для подражания и как конкурент в борьбе за внимание родителя противоположного пола. Столь же противоречивые чувства направлены и на родителя противоположного пола. В высказываниях детей это может звучать следующим образом, например, сын всячески оттесняет отца от матери и заявляет: «Когда я вырасту, я женюсь на маме».

Ребенок при нормальных условиях развития, подражает образцам поведения людей своего пола, осваивает культурно одобряемые образцы полоролевого поведения. При этом дети даже несколько утрируют значимость стереотипов поведения своего пола. Мальчики могут отказываться надевать  какую-то одежду, называя ее девчачьей. Девочки вдруг так начинают «строить глазки», что их мамы готовы просто «провалиться сквозь землю» от смущения.

Большинство детей на этой стадии активно используют атрибутику своего пола (одежду, игрушки) в целях хвастовства. Ребенок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, в которых имитирует действия взрослых своего пола (девочки готовят, прибираются, ухаживают за маленькими, пытаются примерить мамины туфли, красится помадой и т. д.; мальчики чинят машины, воюют, забивают гвозди). Не испытав гордости от принадлежности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе.

Другой отличительной чертой этого периода является возникновение эротически окрашенных игр между детьми разного пола. Многие родители спрашивают: как себя вести, если они оказались случайными свидетелями подобных игр мальчиков и девочек 5 – 6 лет?

Подглядывание, хихиканье, игры с «раздеванием» (в семью, доктора) недвусмысленно свидетельствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно хорошо осведомлены о том, какие части тела считаются интимными и что их следует скрывать от людей противоположного пола и вообще от посторонних глаз. Это норма социальной жизни, как и всякая социальная норма, на первых порах вызывает у детей чувство протеста. Отреагировать свой протест дети, естественно, стремятся опять-таки в игре. Например, доктор – это человек, перед которым «разрешено» раздеваться. Ну и конечно стоит вспомнить о более откровенных играх, в которых дети демонстрируют друг другу «запретные» части тела и даже прикасаются к ним. Само собой разумеется, что такие игры не предназначены для взрослых глаз. Скажем сразу, что это совершенно нормальное явление для данного возраста. Но это не означает, сто родитель должен делать вид, что происходящее не требует от него никакой реакции.  Это не означает, что за подобные игры ребенка нужно наказывать, стыдить – такое поведение взрослого оставит в душе ребенка неизгладимую травму, которая может отразиться на его сексуальной жизни в дальнейшем. Неразумно также  и отсутствие всех и всяческих ограничений, состоящее в том, что детям позволяют открыто играть в сексуальные игры, свободно прикасаться к обнаженному телу сверстника противоположного пола. Ребенок, не убедившийся в том, что взрослый прочно стоит на страже его телесной неприкосновенности. Может ощутить себя незащищенным и вырасти боязливым и робким, прежде всего в сексуальном отношении.

Взрослые должны иметь в виду опасности обеих этих крайностей и стремиться сформировать у детей представление о неуместности таких игр при посторонних. А если вы стали свидетелем такой игры, ее надо недвусмысленно прекратить, но конечно без резких или унижающих комментариев. Тайна должна до поры до времени оставаться тайной.

Вопрос. Моему сыну 3 года. Он стал бояться заходить в темную комнату, засыпать в темноте.  Не отпускает меня при засыпании, просит сидеть с ним пока он не уснет.

Ответ. Появление время от времени каких-либо страхов, опасений у детей – нормальное явление. Они могут приходить и уходить, сменяя друг друга. Страх темноты относится к архитипическим страхам, то есть  этот страх в той или иной степени испытывают все люди.  Даже взрослый человек зачастую  чувствует себя не очень комфортно в темноте, особенно в незнакомом месте или на природе. Обычно у детей страх темноты возникает в возрасте 2-3-х лет и связан с тем, что ребенок учится контролировать свои желания, импульсы, сталкиваясь с первыми социальными нормами. Это нормальный страх и только от родителей зависит насколько быстро он уйдет или ослабеет.

Достаточно часто страх темноты, как и другие страхи, является следствием устойчивых отрицательных эмоциональных переживаний ребенка. Такие переживания ребенок может испытывать при поступлении в садик, рождении второго ребенка, при напряженных, конфликтных отношениях в семье, госпитализации ребенка, жестком, авторитарном стиле воспитания. Понимание возможных причин страха во многом облегчает работу по его преодолению.

Преодолеть страх темноты помогут следующие советы.

·       Не ругайте ребенка и не стыдите его – это усилит страх.

·       Не гасите свет в спальне, оставьте ночник. Если ребенок встает ночью в туалет - оставьте свет и в коридоре. Приучите ребенка сначала к полумраку, а уж потом к темноте. Можно положить рядом с кроватью ребенка фонарик, в этом случае дети начинают чувствовать себя увереннее.

·       Затевайте игры с ребенком в темных уголках квартиры, накрывшись одеялом. Надо, что бы происходило что – то интересное для ребенка, тогда он забудет, что нужно бояться. Очень хорошо поиграть в прятки, прячась с ребенком в темноте (кладовка, шкаф, ванная комната), с более старшим ребенком – в жмурки с завязанными глазами. Можно играть в прятки в темноте.

·       Непосредственно в спальне, укладывая ребенка, играйте с ним в игры типа «Зверушки в норке». Накройтесь вместе с ребенком одеялом с головой скажите, что вы зверята в норке, играйте роль пугливого зверька, а ребенок пусть играет роль смелого зверька. Смелый убеждает пугливого не бояться темноты. Играйте в такую игру сначала при полном свете, затем при ночнике в спальне, затем при свете в коридоре.

·       Нарисуйте с ребенком фею Ночи и ее слугу Темноту. На черном листе бумаги, который раскрасит ребенок, нарисуйте яркие звезды, фонарики. Сравните, как звезды будут смотреться на белом фоне. На черном - красивее!

·       Можно организовать ужин в темноте, при свечах или гирляндах. Детям это обычно нравится, они отвлекаются от отрицательных переживаний, связанных с полумраком.

·       Разберитесь с непосредственной причиной страха, если она все же есть. Проанализируйте, как можно помочь ребенку и уменьшить поток отрицательных эмоций, снизить его психо–эмоциональное напряжение.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015