Урываев Владимир Анатольевич
кандидат психологических наук
Что такое социальный интеллект?
Потребность человека в социальном познании окружающего мира такая же древняя, как существование самого человека. Познание социального мира имеет ряд особенностей, отличающих его от познания вообще. Как минимум, это процесс двусторонний, что исключено при восприятии предметов физического мира. Процесс познания социального мира гораздо сложнее, чем познание явлений физического мира и осуществляется человеком только в процессе деятельного осмысления им этого мира.
Способность к познанию и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми - это особая сторона психической деятельности, которая может быть слабо связанной со способностью к познанию явлений физического мира, то есть уровнем общего интеллекта.
На основании этого группа способностей к познанию социального мира и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми были выделены в отдельную (К. Спирмен, 1904).
Многообразие понятий, связанных со сферой социальных способностей личности объединяют общие моменты.
Во-первых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди.
Во-вторых, основным показателем сформированности способности является адекватная интерпретация, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбранного способа коммуникации с другими, включая умение правильно использовать предметы, созданные человеческой культурой .
Отделение социальных способностей от общеинтеллектуальных и выделение их в отдельную группу привело в дальнейшем к необходимости их обозначения. Одной из социальных способностей личности является социальный интеллект.
Появление данного термина обусловлено постановкой проблемы понимания явлений именно социального мира и выделением социального познания в самостоятельную область исследования.
Этим определяется особенность проявления отдельных психических процессов. Например, наблюдательность рассматривается как форма направленности внимания при восприятии другого человека, при котором люди с высоким уровнем социального интеллекта способны подметить мало заметные для большинства людей особенности поведения или внешнего облика человека, и за ними увидеть существенное в личности того, с кем общаются.
Свойства мышления проявляются в способности анализировать поступки других людей и видеть за ними мотивы, которые руководят поведением человеком.
Можно выделить несколько направлений, в рамках которых осуществлялись исследования социального интеллекта.
1. Исследование социального познания с целью изучения механизмов его осуществления, то есть того, каким образом люди осмысливают свои отношения с другими людьми и формируют образ социальной реальности.
2. Изучение психологических, социальных факторов, влияющих на формирование умения человека ориентироваться в условиях социальной реальности и успешности его социальной адаптации.
3. Изучение формирования образа социальной реальности на разных этапах социализации индивида.
Э. Торндайк (1936) использовал понятие «социальный интеллект» для обозначения дальновидности в межличностных отношениях. Большой вклад был внесен Дж. Гилфордом, который разработал тестовую батарею, благодаря чему социальный интеллект стал измеряем. Т.Липпсом (1937) была разработана теория «проникновения в другого» с целью объяснения взаимопонимания людей. Он считал, что объект чувственного восприятия находится во внешнем мире, внутреннее же возбуждение происходит в самом субъекте.
Как отмечал П. М. Якобсон (1956), индикатором эмоциональных состояний и многообразных отношений человека к окружающему миру являются выразительные движения. П. Экман, У. Фризен (1972) на основании проведенных исследований выявили, что лицо является самым информативным средством передачи информации.
Новые методические разработки относятся к 1980-м годам. Д.Китинг создал тест оценки морального или этического мышления. М.Форд и М.Тисак (1983) в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций. Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу мыслительных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.
Н. Кэнтор приравнивает социальный интеллект к мыслительной компетентности, которая позволяет людям воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. Основными содержательными компонентами социального интеллекта являются способность к решению практических задач, вербальные способности и социальная компетентность.
Н.Кэнтор отмечает, что можно выделить три стороны.
1. Содержание и структура опыта, необходимого для решения проблемы.
2. Ситуации и их контекст.
3. Прагматическая сторона Это - варианты решения повседневных проблем.
Чтобы составить представление о том, что обычные люди думают о социальном интеллекте, Р.Штернберг (1981) обратился к «пониманию интеллекта людьми». Он проводил опросы на вокзалах, в магазинах, библиотеках, предлагая людям описать черты «интеллектуального человека».
Исследование Штернберга показало, что в понятие социального интеллекта можно включить следующее:
· Способность к решению практических задач: человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т.п.
· Вербальная способность: говорит ясно и с четкой артикуляцией; хорошо понимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; не испытывает трудностей в письменной речи; эффективно общается с людьми и т.д.
· Социальная компетентность: принимает других такими, какие они есть; не опаздывает на встречи; выносит справедливые суждения; чуток к нуждам и желаниям других людей; любознателен, имеет широкие интересы и т.п.
Необходимо отметить, что формирование образа социальной реальности зависит не только от психологических факторов. Немаловажное значение в формировании умения ориентироваться в условиях социальной реальности зависит и от возраста человека, поскольку с возрастом изменяется восприятие человеком других людей, перестраивается характер психологической интерпретации их внутреннего мира.
По мере формирования индивида возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке черт физического облика, особенностей внешности, так и выразительного поведения человека.
Понимание психологического значения эмоциональных состояний также зависит от возраста. Одни эмоции опознаются детьми раньше, другие позже. Например, радость начинает опознаваться в 3 года, горе - 6 лет, гнев - 7 лет, страх - 10 лет, удивление -11 лет, презрение 14лет.
Исследования Р.Селмана (1995), посвященные этапам развития социального интеллекта показали, что по мере совершенствования последнего ориентация субъекта на внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики поступков сменяются ориентацией на внутренние, не всегда осознаваемые мотивы поступков.
Он выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта. Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.
Первая стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий.
На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте, начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представление о человеческом взаимодействии структурируется, выстраивается в систему.
Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости.
Для достижения этого высшего (по Р.Селману) уровня развития социального интеллекта желательно, но не обязательно, чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развития. Автор утверждает, что между способностью решать формально-логические и социальные задачи не существует строго однозначного соответствия. Так, дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в заданиях на общий интеллект, но не справляются с заданиями, измеряющими уровень развития социального интеллекта.
В отличие от структуры общего интеллекта, в структуре социального интеллекта большую роль играют личностные свойства и характеристики самосознания, которое не должно быть «зашоренным», перегруженным комплексами и барьерами психологической защиты.
В частности, агрессивность блокирует установление нормальных взаимоотношений с людьми, вносит напряженность, подозрительность, проявляется в негативизме, критиканстве, зависти, обидах. Авторитарность и агрессивность - более серьезные помехи для развития умения ладить с людьми и ориентироваться во взаимоотношениях, чем неразвитость коммуникативных умений и навыков, застенчивость либо замкнутость.
Таким образом, внимание психологов к проблеме социального интеллекта обусловлено его значением для успешной социальной адаптации личности. В психологической литературе термин «социальный интеллект» употребляется в двух значениях: как интеллектуальная способность, позволяющая адаптироваться в обществе и как феномен, социальный по происхождению.