Билык Екатерина Валерьевна
педагог-психолог
Воля и ее особенности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте, приобретая чувство взрослости, проявляя желание быть более самостоятельным, человек осознает, что переходит на новый уровень личностного развития. Теперь ему необходимо по-новому научиться саморегуляции, самоорганизации, принимать ответственность за собственные поступки. Все эти качества относятся к волевой сфере личности человека. Воля рассматривается исследователями как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей. Это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.
Она включает в себя: преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработку волевых качеств личности. Все эти процессы начинают развиваться с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством саморегуляции. Однако, наиболее эффективному формированию извне поддаются именно волевые качества. В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть именно этот аспект волевой регуляции.
Профессор психологии, автор концепции медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям В.А. Иванников, подразумевает под волевыми качествами личности такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты. Волевые качества относительно стабильны и индивидуальны, проявляются при целенаправленном воздействии на внешнюю среду, на внутренние процессы и состояния, на самого себя. В качестве специфически волевых качеств исследователи выделяют: ответственность; инициативность; решительность; самостоятельность; выдержка; настойчивость; энергичность; внимательность; целеустремленность; смелость; осмотрительность; взвешенность; расчетливость; рассудительность; организованность; исполнительность.
Следует отметить, что волевые качества личности представляют собой сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного – способность, обусловленная природными задатками, а в качестве приобретенного – опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией, сформированный мотив достижения. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и от другого компонента, т.е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.
Как отмечает профессор психологии А.И. Высоцкий, разрабатывавший методы изучения волевой активности школьников, в подростковом возрасте (от 11-12 до 15-16 лет) происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. Главным компонентом в психологической структуре волевой активности подростков становится самостимуляция, так как она не только лучше осмысливается, но и используется в деятельности все более избирательно.
Подростковый возраст - самый ответственный период, в течение которого складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является структурным центром личности, так как выражает новую жизненную позицию по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций подростка.
Специфическая социальная активность в подростковом возрасте заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права и привилегии.
Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, когда им приходится действовать вопреки своим природным, возрастным или характерологическим данным, коими и являются подростки.
Следует отметить, что волевая сфера в этом возрасте весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности механизмы волевой активности личности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия, ограничения со стороны взрослых и т.д.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе и не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе.
Под волевой регуляцией исследователями понимается сознательный, опосредованный знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях личностный уровень регуляции. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти от окружающих в собственные руки подростка. Это стремление оказывается плодотворным для волевого развития личности постольку, поскольку деспотизму чужих принципов не противопоставляется лишь анархия собственных импульсов и влечений, поскольку процесс высвобождения воли соединяется с ее внутренним преобразованием, основывающимся на превращении внешних правил в принципы, выражающиеся в убеждениях.
Для подростка воля (и как черта другого человека, сверстника или взрослого, и как желаемая собственная черта) стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся идеалом, на который они хотели бы походить и которому стараются подражать. Именно такой высокой оценкой подростками волевых свойств личности и объясняется то, что ребята в качестве перспективы самовоспитания чаще всего выдвигают задачу воспитания воли.
Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто они живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.
У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы школы и обучения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей (в школе, семье, общественных организациях) и создает дополнительные трудности в процессе управления своим поведением.
Одновременно с этим у подростков (особенно старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате чего, они нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает недовольство собой, чувство неполноценности. В связи с этим становится понятно, почему многие из них начинают стремиться к воспитанию в себе именно этих качеств.
Зачастую подростки понимают задачу воспитать у себя сильную волю довольно своеобразно. Они не замечают проявлений воли в повседневной жизни, не хотят признать, что и усидчивая работа, и постоянное прилежание также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях.
Учитывая такое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить усилия не на экстраординарные, «геройские» поступки, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях.
В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от обучающихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений подростки должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.
Если деятельность подростка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, и большинство участников группы нацелены на их преодоление, то и у активного участника этой социальной общности могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Следует отметить, важные изменения некоторых особенностей моральной сферы, такие как, переоценка ценностей и устойчивые «автономные» моральные взгляды, не зависимые от случайных влияний. Однако мораль подростка не имеет опоры в убеждениях, следовательно, не складывается в мировоззрение и поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников.
Исследуя генезис волевого действия, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии Баканов Е.Н., выделяет в процессе формирования воли два этапа.
Первый – противостояние ненужному внешнему. То есть воля рождается со становления способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. Негативный исход – упрямство.
Второй этап – противостояние ненужному внутреннему. Научившись противостоять внешнему, человек начинает учиться противостоять внутреннему: тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Здесь воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.
Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Именно самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.
Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний.
Самовоспитание включает умение ставить перед собой определенную задачу, иметь внутреннее желание ее выполнить, по ходу выполнения осознать необходимость ее выполнения; отдавать себе отчет в том, что сделано, а что еще не сделано или сделано плохо; контролировать себя и оценивать результаты выполнения поставленной задачи.
Самовоспитание подчеркивает целенаправленное действие самого подростка; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности.
К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Волевой человек – хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.
Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Таким образом, формирование полезных навыков, и прежде всего трудовых, выступает как одно из важнейших условий успешного достижения поставленных целей. Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках.
Таким образом, воля формируется в процессе развития личности, первые ее проявления можно наблюдать в возрасте двух – трех лет. В подростковом возрасте важным новообразованием является развитие нравственного компонента волевой регуляции. В целом, весь процесс воспитания подростка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Не случайно воля часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.
Волевые качества – это такие особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Это фенотипическая характеристика наличных возможностей человека, сплав врожденного и приобретенного. Волевые качества характеризуют способ сознательной саморегуляции личности, управления ею своей активностью, действиями и общением. Они относительно стабильны и индивидуальны и проявляются при целенаправленном воздействии на внешнюю среду, на внутренние процессы и состояния, на самого себя. Проявление каждого волевого качества зависит и от реализации способности к волевому усилию, и от умения его проявлять.
Учебная деятельность становится более сложной, требующей значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Взрослые ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. Ведь он становится и более разумным, сильным, более развитым физически. Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников, именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым он всячески стремится. На фоне развития ведущей в подростковом возрасте социально – значимой деятельности происходит развитие психических новообразований данного возраста, охватывающих все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере. Центральные новообразования подросткового возраста: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости»; переоценка ценностей; автономная мораль. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор – важнейшая составляющая волевого поведения. Одновременно с этим у подростков складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями им соответствовать. Налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой – между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают.
Если рассмотреть фазы волевого процесса и соотносимые с ними волевые качества личности, то получится следующее: первый этап – актуализация побуждения и постановка цели (инициативность, целеустремленность). Второй этап – обсуждение и борьба мотивов, здесь проявляются самостоятельность и выдержка. И третий этап – принятие решения (настойчивость, энергичность, ответственность, решительность). А вот такое качество, как внимательность проявляется на всех этапах волевого процесса. Центральными качествами, формирующими волевую личность, являются внимательность, ответственность, целеустремленность и самостоятельность. Следует отметить, что любые волевые качества можно формировать, развивать как самостоятельно, так и из вне.