Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории. |
|
Развитие общей и мелкой моторики и
подготовка руки к письму.
Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Общеизвестно, что развитие ручной моторики зависит как от физической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают.
Важно сформировать у детей различные типы хватания, сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности.
Овладение различными типами хватания - захват в кулак, хватание щепотью, противопоставление большого пальца всем остальным, использование указательного захвата (двумя пальцами - большим и указательным) - позволяет расширить регистр орудийных действий ребенка.
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук имеет большое значение для овладения письмом.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики:
1. Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
2. Рисование, раскрашивание картинок.
3. Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
4. Изготовление поделок из природного материала.
5. Конструирование.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
8. Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
9. Нанизывание бус и пуговиц.
10. Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
11. Переборка круп (горох, гречка, рис).
12. «Показ стихотворения». Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
13. «Теневой театр». Дети вместе со взрослыми выполняют различные фигурки из пальцев. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и в-третьих, учеными доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Показатели развития:
К трем годам дети должны:
Ø выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
Ø выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого на основе подражания («поиграй на пианино»);
Ø показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
Ø захватывать мелкие игрушки, предметы щепотью и опускать их в сосуд;
Ø проводить линии по пунктирам, не выходя за края дорожки;
Ø проводить прямые линии в разных направлениях;
Ø раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
К четырем годам дети должны:
Ø брать мелкие предметы указательным типом хватания;
Ø выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию, образцу, слову;
Ø показывать по просьбе взрослого и называть указательный и большой пальцы, остальные показывать (мизинец, средний, безымянный);
Ø проводить пальцем и карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожки разной ширины;
Ø проводить линии по пунктирам, не выходя за края дорожки;
Ø проводить прямые линии в разных направлениях;
Ø штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
Ø уметь копировать простейшие рисунки;
Ø уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.
К пяти годам дети должны:
Ø застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде;
Ø показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на своих руках;
Ø выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;
Ø уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;
Ø уметь обводить рисунок по точкам и по линиям;
Ø уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
Ø уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры;
Ø уметь копировать простейшие рисунки.
К шести годам дети должны:
Ø застегивать и расстегивать пуговицы;
Ø владеть навыками шнуровки;
Ø свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
Ø изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
Ø штриховать или раскрашивать рисунки в разных направлениях, не выходя за контуры;
Ø обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением;
Ø ориентироваться на листе бумаги, правильно располагая рисунок на листе;
Ø ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии;
Ø передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
Ø уметь копировать простейшие рисунки;
Ø уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.
К семи годам дети должны:
Ø свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
Ø изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
Ø штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
Ø ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
Ø передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
Ø уметь копировать простейшие рисунки, фразы;
Ø уметь обводить рисунок по точкам и по линиям.
В ходе проведения индивидуальных занятий у детей развиваются внимание, память, умение слушать, доводить начатое дело до конца, усидчивость, самостоятельность.