12 декабря 2017 г.
Как развивается мой малыш Минимизировать
Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр

Как развивается мой малыш?

Нервно-психическое развитие детей до года глазами врача.

Период младенчества до 3 месяцев

Ребенок первых 3 месяцев жизни – не беспомощное существо. Кажется, что малыш только умеет плакать, спать и есть. Но все   органы чувств активны. Малыш  самостоятельно познает мир.  Еще больше  ребенок нуждается в сенсорных притоках, общении. Родители – проводники в  окружающий мир. От них многое зависит. И прежде родители должны знать особенности этого возраста. Это касается, прежде всего, общения. Известно,

что грудные дети слышат высокие голоса. Напевная интонация и повышение голоса могут служить приглашением к игре. Монотонная речь успокаивает ребенка. Наиболее важные слова произносятся нараспев. Речь не должна быть очень сложной.

В общении с малышом не маловажен зрительный контакт. Дети лучше видят на расстоянии 20 см. Обязательно нужно выкладывать малыша на живот, так как ребенок видит больше лежа на животе. Необходимо расположиться с ним на одном уровне,  лечь на пол или положить ребенка на грудь

С 3 месяцев можно положить ребенка на ногу ниже колена. Чтобы ребенку понравилось лежать на животе, можно положить под грудь ему полотенце или подставить руку.

Не менее важны игры с малышом. Сюда можно отнести все телесные контакты с ребенком. Это могут быть поглаживающие движения по телу малыша ладонями, мягкой тканью, льном,  махровой тканью, поглаживание ладоней малыша, вкладывание разных предметов, кусочков материи, колец,  гирлянд  из шариков, мешочка из ткани с крупой. Игра с ребенком может заключаться в разных выражениях лица мамы, добиваясь четкого контакта глаза в глаза. Необходимо переводить лицо из стороны в сторону, чтобы малыш все время видел лицо, добиваться  слежения  за игрушкой вправо,  влево, вверх, вниз,  вращение по кругу. Хорошо использовать надувной  мяч, заставляя ребенка  толкать его ножками.

Оказывается, к 3 месяцам малыш должен уметь многое.

Общая   моторика

До 2 месяцев

Лежа на животике, поворачивает головку в разные стороны.

Лежа на животике, приподнимает головку и удерживает её под углом 45 гр.

 Лежа на боку, приподнимает головку от плеча.

Пытается поднять головку, когда его присаживают под углом 45 гр.

3 месяца

Лёжа на животике, приподнимает головку на 90 гр., опираясь на предплечья.

Лежа на спинке, удерживает головку вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком.

Лежа на спинке, держит ручки вместе на уровне груди.

Когда малыша присаживают, его головка отстает совсем немного.

Сидя с поддержкой, удерживает головку прямо, с выступающим вперед подбородком.

При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки.

Чрезвычайно важна ручная (мелкая моторика). К 3 месяцам ребенок

открывает кулачки, сцепляет ручки ,удерживает игрушку, вложенную в кисть

Зрительное восприятие

Зажмуривает глаза при ярком свете, глаза поворачивает к источнику света.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, к 3 месяцам длительное.

Задерживает взгляд на той точке пространства, откуда исчез предмет

Провожает взглядом предмет, движущийся вертикально

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Слуховое сосредоточение к 2 неделям жизни

Локализует звуки в пространстве к 1  месяцу

Улыбается, когда слышит голос взрослого к 1,5 месяцам

Узнает тембр голоса матери к 2,5 месяцам

После звуковой стимуляции издает гласные звуки.

Речь

Реакция сосредоточения на голос взрослого к 1 месяцу.

Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций к 3 месяцам.

Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним к 1 мес.

Отраженное  гуление к 2 месяцам

Интонационная выразительность голосовых реакций к 3 месяцам

Интеллект

Формируются простые ассоциации : если кричать ,тебя возьмут на руки.

Начинает ожидать кормление через определенные промежутки времени

Начинает различать окружающих, чувствует незнакомое место.

Эмоции и общение

Реакция неудовольствия в ответ на насильственное пробуждение, голод и дискомфорт, громкий крик без интонаций и без слез ко 2 неделе жизни

Появление ответной улыбки в ответ на «заигрывания» исследователя к 1,5 месяцам

Активная улыбка на эмоциональный контакт к 2 месяцам.

Смеется в голос к 3 месяцам

Комплекс оживления к3 месяцам

Период младенчества от 3 месяцев до 6 месяцев

Характеризуется теми же проблемами, но необходимо отметить, что освоение движений в это время становится активнее. Умение переворачиваться, ползание на животе, более разнообразная деятельность с игрушками, появление лепета, делает малыша более независимым. Ребенок выделяет близких,  проявляет интерес к интонации, реагирует на речь. Активно развивается тонкая моторика.

В соматическом плане наступает некоторая стабилизация обмена веществ и работы органов и систем.

Что должен уметь малыш с 3 до 6 месяцев?

Общая моторика

3 месяца

Лёжа на животике, приподнимает головку на 90 гр., опираясь на предплечья.

Лежа на спинке, удерживает головку вдоль средней линии с прижатым к груди подбородком.

лежа на спинке, держит ручки вместе на уровне груди.

Когда малыша присаживают, его головка отстает совсем немного.

Сидя с поддержкой, удерживает головку прямо, с выступающим вперед подбородком.

При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки.

4 месяца

Лежа на животике, переносит вес тела на предплечья, локти перед плечами, подбородок подобран.

Лежа на животике, не всегда находится в позе лягушонка, изредка брыкается.

Лежа на спинке, играет ручками, прижимая их к телу и отводя от него.

Лежа на спинке, вытягивает ручки к коленям.

Переворачивается со спинки на бочок.

При присаживании держит головку на одной линии с телом.

При присаживании из положения лежа на боку, держит головку ровно.

Сидя, удерживает головку прямо, подбородок опущен.

Стоя, выдерживает большую часть веса собственного тела  и управляет головкой и верхней частью туловища.

5 месяцев

Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки.

Лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой.

Лежа на животике, случайно переворачивается на спинку.

Лежа на спинке, вытягивает обе ручки вместе.

Переворачивается со спинки на бочок и остается в таком положении играть.

Сидит без поддержки в течение 1 минуты.

Стоит на всей стопе, опираясь на что-либо.

6 месяцев

Лежа на животике, проявляет все реакции сохранения равновесия.

Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки, приподнимая туловище и животик.

Лежа на животике, поднимает ножки вверх позади себя и сводит их вместе.

Лежа на животике, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку.

Лежа на животике и опираясь на выпрямленные ручки, пытается достать игрушку.

Переворачивается со спинки на живот.

Когда малыша начинают сажать, помогает себе сначала головой, затем отталкивается руками.

Сидя, вытягивает ручки вперед, чтобы не упасть.

Сидит в течение 10 мин., ручки свободны для игры.

Стоя на ножках, выдерживает вес своего тела.

Зрительное восприятие

Переводит взгляд с одного предмета на другой

Изучает глазами предмет, который держит в руке

Лежа на спине, следит за предметом ,описывающим дугу в 180градусов

Смотрит на маленький предмет

Рассматривает собственные руки

Тянется к игрушке

Рассматривает крупные картинки

Рассматривает отражение в зеркале

Слуховое восприятие

После звуковой стимуляции издает гласные звуки

Узнает тембр голоса матери

Тонкая моторика

Активно схватывает погремушку

Держит в руках 2 предмета, когда их ему дают

Тянется к предмету 2 руками.

Лежа на спинке,  тянется к предмету и достает его

Сидя, тянется к предмету и достает его.

Перекладывает предмет из одной руки в другую.

Задерживает взгляд на точке пространства,  откуда исчез предмет..

Восприятие речи

Ищет глазами, откуда идет звук

Поворачивается на звук

Поворачивается на голос

Фиксирует взгляд на голос взрослого, больше реагирует на голос.

Реагирует на строгие и ласковые интонации

 Активная речь

Издает 2 разных гласных звука, гулит или лепечет в одиночестве.

Начинает соединять согласный и гласный звуки, активно и спонтанно певуче  гулит с цепочкой звуков. Выражая чувства,  издает разные звуки.

Интеллект

Начинает различать окружающих, может узнать мать в группе людей, чувствует незнакомые места и людей.

Начинает догадываться, что если потрясти погремушку, то она загремит.

Реагирует на новое: любой новый предмет на короткое время привлекает внимание.

Следит откуда и куда падает предмет.

Похлопывает по подушке или одеялу

Эмоции, коммуникация

Смеется в голос

Комплекс оживления

Модулированный плач.

Плач прекращается, когда внимание переключается на новый и яркий стимул

Появляется улыбка, когда появляется взрослый и молчит

Различает мимику и жесты окружающих.

Дифференцированно реагирует на своих и чужих, на ласковые и сердитые интонации

Игра

Протягивает руки к игрушке и ощупывает ее

Подолгу играет с подвешенными игрушками

Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит, стучит, бросает игрушки Социальные навыки и самообслуживание

Тянет ко рту руку с игрушкой или каким-нибудь предметом

Шевелит ручками, ножками или поднимает голову, в предвкушении, что его сейчас возьмут на руки

Улыбается без причины

Протягивает ручки, чтоб его взяли.

Улыбается отражению в зеркале

Пытается дотянуться до игрушки

Смеется, когда его голову покрывают пеленкой

Оживляется, когда видит грудь или бутылочку

Берется за грудь или бутылочку при кормлении

Всасывает и глотает  пюреобразную пищу

Может есть с ложки

Возраст с 6 до 9 месяцев

Этот возрастной период отличает  активная познавательная деятельность, появляется конструктивная деятельность, ползание,  вертикализация. Главное в этом  возрасте - предметное окружение. Младенец активно действует с ним.

Ориентировочные  действия становятся более разнообразными: трогает, царапает, берет в руки, лижет, кусает, вертит, совершает простые манипуляции: постукивает, бросает, поднимает, размахивает, двигает. Ребенок проделывает это с любым предметом.

Постепенно малыш начинает действовать 2 руками и начинает соотносить свои действия с физическими свойствами предметов: катает круглые шары, мячи, растягивает веревку,  резинку, сжимает резиновые игрушки, вынимает из коробки, выкладывает мелкие предметы.

К концу года осваиваются специфические действия с бытовыми предметами: ложка, чашка, расческа. Без взрослого научиться этому нельзя.

Совершая все более разнообразные действия с предметами, ребенок знакомится с их свойствами, понимает причинно-следственные связи: ударил – звук, мнет бумагу - шуршит.

И таким образом в процессе предметно-манипулятивной деятельности развиваются познавательные процессы ощущения, восприятие, внимание, память, мышление.

Ребенок нуждается не только в доброжелательном отношении, взрослый должен ему помочь в действиях с предметами. Меняются эмоции. Мимические проявления обогащаются жестами, приближением и протягиванием предметов. Речь развивается высокими темпами. От лепета ребенок переходит к словам. Малыш реагирует на похвалу и порицание. Различает близких и чужих.

К концу года появляется самостоятельность в действиях, ребенок реагирует на ограничение свободы, проявляет инициативу в выборе игрушек. Формируется «детская личность». Этот возрастной период характеризуется высоким риском травматизма, отсутствием чувства опасности. Период бодрствования удлиняется, а дневной сон становится 2-кратным. Появляется экспрессивная (активная) речь, возрастает понимание речи. Ребенок начинает ходить.

Навыки и умения ребенка 7-8 месяцев

Общая моторика

Переворачивается с живота на спину, ползает по-пластунски.

Лежа на животе и опираясь на предплечье  одной рукой,  другой тянется за игрушкой

Ползание без участия тазового пояса

Самостоятельно садится из положения лежа и сидит уверенно.

Мелкая моторика

Активно захватывает игрушку из любых положений, перекладывает из руки в руку, захватывает мелкие предметы

Для захвата использует большой палец

Зрительное восприятие

Зрительно контролирует свои действия и захватывает игрушку из любых положений, стучит предметом об предмет.

Дифференцированное восприятие близких и знакомых.

Слуховое восприятие

Повторяет интонацию взрослого

Понимает команды с жестовым подкреплением

Плясовые движения под музыку

Понимание речи

Понимает команды с жестовым подкреплением.

Выделяет по слову части тела у взрослого или кукол.

Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы.

Активная речь

Лепет, двойные звуковые сочетания типа «ба-ба»

Интеллект

Исследует игрушку: трясет, стучит, катает.

Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, игры от других членов семьи.

Может узнавать по части целое, увидев только часть.

Убирает препятствие, мешающее достать игрушку.

Поиск наполовину спрятанной игрушки

Самообслуживание

Пьет из бутылочки, придерживая ее руками, направляет бутылочку ко рту

Помогает одевать себя, подает руку или ногу.

Общение и эмоции

Тянет руки, чтоб взяли на руки

Устав, начинает требовать внимания мамы

Навыки и умения  ребенка 9- 11месяцев

Общая моторика

Стоя около стола, поворачивается, держась за опору одной рукой.

Падая, переходит из положения стоя в положение сидя.

Путешествует боком вокруг мебели.

Подтягивается на руках, чтобы встать, проходя через позицию «стоя на одном колене, ступня другой ноги вперед».

Путешествует вокруг мебели в пол-оборота к направлению движения.

Стоит при поддержке за одну руку, стоит сам к 11 месяцам

Поворачивается всем телом, когда сидит один

Встает без помощи

Передвигается на четвереньках самостоятельно с 9 месяцев.

Ходит с поддержкой

Мелкая моторика

Пытается ставить кубик на кубик.

Частичная оппозиция большого пальца при хватании предметов.

Вытаскивает штырек из гнезда.

Засовывает свой пальчик в гнездо от штырька.

Достает предмет из коробки, кладет предмет в чашку или коробку.

Снимает  большое кольцо со стержня и одевает.

Находит полностью или частично спрятанную игрушку.

Ударяет кубиками друг об друга.

Толкает игрушечную машинку.

Тянет к себе игрушку за веревочку ( после показа),  чтобы достать игрушку, свисающую на веревочке,  тянет веревочку вверх.

Пытается имитировать рисование мелком.

Вставляет меньший стаканчик в больший.

Нанизывает колечки на стержень пирамидки.

Зрительное восприятие

Ищет взором  спрятанную на его глазах игрушку.

Сидя на стуле, внимательно смотрит на человека или на предмет, рассматривает 2 минуты картинки или предметы.

Узнает себя и близких в зеркале

Слуховое восприятие

Плясовые движения под веселую музыку.

В шумной обстановке слушает одного человека.

В ответ на тон, меняет выражение лица.

Понимание речи

По просьбе находит знакомые предметы, в том числе расположенные в непривычном месте.

Начинает узнавать предметы на картинках.

Понимает речевые команды без жестового подкрепления (хлопать, махать рукой).

Оборачивается, услышав свое имя.

Прерывает занятие, услышав строгое замечание, понимает команду «нельзя»

Находит членов семьи, о которых спрашивают.

Активная  речь

Произносит слоги

Интеллект.

Запоминает, как реагировать на  определенные фразы, типа: « Вот такой большой!» - поднимает руки.

Пользуется указательным жестом.

Нажимает кнопки, складывает предметы в коробки. ( Ребенок предвидит результат действия)

В состоянии определить высоту и край предметов.

Конструирование

Ставит кубик на кубик

Нанизывает кольца на стержень пирамидки

Эмоции и коммуникации

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом уровне

Воспроизводит интонацию, появляется требовательный тон, подает голос, чтобы вступить в контакт с взрослым.

Подражает мимике (моргать, кашлять, облизывать).

Имитирует действия со звуками (поглаживание по животу ,произносит типа «ням-ням»)

Машет рукой на прощание

Самообслуживание и социальные навыки

Жует полутвердую пищу (хлеб, банан).

Берет в руку и ест маленькие кусочки пищи (фрукты, печенье, сыр).

Ест размятую вилкой пищу.

Держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое

Помогает одевать себя, подает руку или ногу

Пьет из чашки с помощью взрослого.

Игра

Подражает действиям взрослого.

Пританцовывает, любит слушать музыку, плясовые движения.

Хватает, кидает, толкает игрушки.

Участвует в игре « Ку-ку».

Играет самостоятельно 10-15  минут с несколькими игрушками.

Играет в мяч, толкая его маме.

Играет в простые игры, типа « Ладушки»  и «Сорока-ворона»

Играет в простую функциональную игру, поднося ко рту чашку или ложку

Навыки и умения ребенка 12 месяцев

Общая моторика

Встает на колени без посторонней помощи.

Поднимается с пола без посторонней помощи.

Ходит самостоятельно, высоко подняв руки.

Тонкая моторика:

Находит предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани.

Вставляет большой штырек в гнездо доски со штырьками.

Вкладывает круглые формы.

Строит башню из 2кубиков.

Чтобы достать игрушку, тянет веревочку вверх.

Держит мелок в правильном положении, оставляет на бумаге следы воскового мелка.

Хлопает ручкой по картинке в книжке, помогает переворачивать страницы.

Снимает с небольшой коробочки крышку для того, чтобы отыскать там игрушку или изюминку.

Подражая взрослому, переворачивает вверх дном бутылочку, чтобы достать из нее изюминку.

Активная речь

Говорит около 5 слов

Восприятие речи:

Из двух предметов выбирает тот, который ему называют.

Дает предмет говорящему в ответ на его просьбу.

Указывает на предмет, о котором его спрашивают.

Выполняет много команд по просьбе

Навыки общения и эмоции

Умение концентрировать внимание и реагировать:

- на имя,

- на предмет, который ему показывают

-рассматривает его 1-2 минуты с вами

-выполнять простые указания, типа «дай!», машет на прощание, хлопает в ладоши, делает другие жесты, если вы не демонстрируете их.

Игровые навыки: ку-ку,  покатай машину, покорми куклу, покачай и т. д.

- Умеет стучать в дверь.

- «Разговаривать по телефону»

- Бросать кубик в коробки

- Утрамбовывать песок, тесто

- Закрывать лицо, делая вид, что прячется

- Расчесывать волосы кукле

Умение соблюдать очередность:

 -во время купания - плескание водой по очереди, мытье рук. ( Повторяет ли  движения?), во время кормления: одну ложку маме, одну малышу, ( Понимает ли свою очередь ребенок?), во время игры с мячом, погладить игрушку,  постучать молотком или ложкой по очереди.

Умение подражать:

-стучать ложкой по столу, хлопать в ладоши

-мимике: звуку мотора, чмоканию, прижимая палец к губам произносить «ш-ш», облизывать губы, подражать звукам: а-а, о-о, да-да-да, буу.., мее, му-му, любое слово, воспроизводит ли интонацию.

Зрительное восприятие

Показывает предметы быта

Слуховое восприятие

Пытается воспроизвести звуки с определенной интонацией и ритмом

Интеллект

Узнает значение слов, коротких фраз

Различает предметы по названиям

Ищет спрятанную игрушку

Конструирование

Ставит кубики, нанизывает кольца

Эмоции и коммуникации

По просьбе обнимает родителей,  сопереживает, утешает

Игра

Кидает игрушки, иногда играя, иногда - чтобы их отбросить от себя.

Дает или показывает взрослому игрушку.

Играет с мячом, кубиками,  песком, наливными игрушками

Самообслуживание и социальные навыки:

Пьет самостоятельно, но часто проливает питье.

Самостоятельно ест ложкой, часто теряя её содержимое, или подносит ложку ко рту

Жуёт обычную пищу (нарезанную на кусочки).

Снимает носки или шапку.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015