16 октября 2024 г.
Как готовиться к занятиям гимнастикой и массажем Минимизировать
Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр

Прежде всего, необходимо посоветоваться с врачом-педиатром, а также показать ребенка неврологу и ортопеду, если вы не сделали этого раньше.

Занимаясь с ребенком оздоровительным массажем, вы не принесете ему вреда, если будете соблюдать все правила.

Усиленное напряжение сгибательной мускулатуры помогает плоду сохранять наиболее рациональное положение с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком (поза эмбриона). В расслабленном состоянии малыш занимал бы в два раза больше места и уже к восьмому месяцу беременности просто не поместился бы в мамином животе! В течение первого полугодия после появления на свет тонус постепенно ослабевает, пока не станет таким же, как у взрослого человека.

Если тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают нужных изменений в положенные сроки, это весьма тревожный симптом. Самое меньшее, чем это может грозить малышу, — проблемы в двигательном развитии. При глубоких расстройствах речь идет о возможном формировании детского церебрального паралича (ДЦП). К счастью, если на нарушение тонуса обратили внимание в первые месяцы жизни, угрозу этого тяжелого заболевания можно предотвратить: ведь на первом году жизни нервная система обладает колоссальным восстановительным потенциалом.

Главные проблемы

Повышенный тонус (мышечная гипертония, гипертонус) — ребенок кажется скованным, неактивным, зажатым. Даже во сне его ножки подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, согнуты во всех суставах, кулачки стиснуты, большие пальцы прикрыты сверху остальными пальчиками.

Проснувшись, малыш не потягивается всем телом, так как этому препятствуют напряженные мышцы-сгибатели конечностей. Такие дети, как правило, с рождения уверенно держат голову (в норме этот навык окончательно формируется только в 3 месяца), но происходит это за счет слишком высокого тонуса затылочных мышц.

Пониженный тонус (мышечная гипотония, гипотонус) — ребенок не в меру вял и расслаблен. Он выглядит обмякшим, ножки и ручки разогнуты, слишком сильно разгибаются в локтевых и коленных суставах — больше чем на 180°. Ладошки раскрыты, кисти рук отвисают вниз и развернуты наружу, хватательная функция ослаблена — ребенок или не удерживает игрушку в руке, или держит ее слабо. У выложенного на живот малыша руки не согнуты перед грудью, как это положено, а отведены в стороны или назад.

Ребенок словно распластан на пеленальном столе: так называемая поза лягушки, являющаяся одним из главных симптомов общей мышечной гипотонии. Она не всегда выражается столь ярко, потому что в первые месяцы жизни для новорожденных физиологическая мышечная гипертония считается нормой.

Неравномерный тонус (дистония) — наиболее распространенный вариант, сочетающий признаки гипертонуса и гипотонуса — одни мышцы расслаблены, другие же, наоборот, зажаты.

Обычно на фоне общего понижения тонуса возникают периоды его повышения, связанные с эмоциональным напряжением, переменой положения тела.

Асимметрия мышечного тонуса — на одной половине тела он выше, из-за этого туловище ребенка изгибается дугой, голова и таз повернуты в сторону напряженных мышц. Появляется асимметрия ягодичных и бедренных складок. Когда малыша выкладывают на живот, он заваливается на тот бок, где усилен тонус. В этом случае очень важно не допустить развития так называемой спастической кривошеи.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вы сами можете проверить, как обстоят дела у вашего ребенка.

1.Разведение бедер

Положите малыша на спину и осторожно, не причиняя ему неприятных ощущений, попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в стороны.

В норме умеренное сопротивление. При гипертонусе выражено сопротивление разведению бедер, при этом ноги перекрещиваются. При гипотонусе сопротивление ослаблено.

2.Рефлекс опоры и автоматической походки

Возьмите ребенка под мышки, поставьте на пеленальный столик и слегка наклоните вперед.

В норме малыш стоит, опираясь на полную стопу с расправленными пальчиками, а когда вы наклоняете его, делает шаги, ножки при ходьбе не перекрещиваются. Рефлекс постепенно угасает к 3 — 3,5 месяцам — до конца первого года ребенок «разучивается» стоять. При гипертонусе малыш опирается на передние отделы стоп, поджимает пальчики, чересчур выпрямляет и перекрещивает голени при ходьбе; наличие этого рефлекса — у ребенка старше 1,5 месяца. При гипотонусе, вместо того чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на корточках или вообще не двигается.

3.Присаживание за руки

Положите ребенка на спину, возьмите за запястья и медленно потяните на себя, усаживая.

В норме умеренное сопротивление разгибанию рук в локтях. При гипертонусе наблюдается чрезмерное сопротивление, не удается разогнуть руки и отвести их от груди. При гипотонусе сопротивление ослаблено или отсутствует, в положении сидя голова опущена или отклонена назад, спина округлена, живот выпячен.

4.Позотонические пробы

Асимметричный рефлекс. Положите ребенка на спину и медленно, без нажима поверните его голову к правому плечу. Он примет так называемую позу фехтовальщика, делающего выпад шпагой, — вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую руку и левую ногу. Если повернуть голову малыша в другую сторону, все повторится, как в зеркале.

Симметричный рефлекс. Положите ребенка на спину, просуньте ладонь под затылок и осторожно наклоните его голову к груди. При этом он согнет руки и разогнет ноги.

Тонический лабиринтный рефлекс. У лежащего на спине ребенка повышается тонус мышц-разгибателей (он как будто раскрывается), на животе — мышц-сгибателей (малыш подтягивает под себя согнутые ручки и ножки).

В норме рефлексы выражены умеренно, постепенно угасают к концу второго месяца жизни ребенка. При гипертонусе рефлексы усилены, сохраняются у ребенка старше 2 месяцев. При гипотонусе рефлексы выражены слабо или отсутствуют.

Ортопеду необходимо показать ребенка в 3 месяца (не позднее).

Если вы внимательно наблюдаете за малышом, то обратите внимание на некоторые настораживающие симптомы, которые заставят вас обратиться к ортопеду раньше. Вы заметите все это, если будете ежедневно делать поглаживающий массаж (комплекс № 1).

На что обращать внимание!

Форма и положение головы: привычный поворот головы (ребенка нужно укладывать в кроватке так, чтобы он поворачивал головку в разные стороны),

В положении ребенка на животе с согнутыми в коленях ножками (поза лягушки) вы можете убедиться, что позвоночник располагается по средней линии.

Иногда у ребенка может отмечаться так называемый «младенческий сколиоз», который часто сопутствует различным поражениям нервной системы (мышечная дистония, гипертонус).

При устранении патологии восстанавливается нормальное положение позвоночника.

Для того чтобы правильно формировались все изгибы позвоночника, в первые три месяца жизни ребенка необходимо:

1.правильно держать на руках (лучше для этого использовать конверт с выстеганной спинкой);

2.не пытаться сажать;

3.не ставить на ножки и не играть в «прыг-скок»;

4.не усаживать в подушки, даже если ребенок упорно пытается перейти в вертикальное положение;

5.не усаживать в детский стульчик и автомобильное кресло раньше времени (см. главу 11);

6.позаботиться о том, чтобы матрац в кроватке был упругим, плотным (на нем не должно оставаться вмятин после сна) для детей после 2 месяцев;

7.укладывать ребенка на живот или спину (в 2—3 месяца), так как слабо развитые боковые мышцы плохо удерживают тело в положении на боку, вся нагрузка падает на позвоночник и может возникнуть сколиоз.

После 3—4 месяцев проследите, с одинаковой ли частотой ребенок переворачивается через левую и правую стороны. Если ребенок предпочитает какую-то одну сторону, это может быть симптомом мышечной дистонии (разный тонус слева и справа), которую следует устранить до того времени, когда ребенок начнет самостоятельно садиться.

Для уточнения функций тазобедренных суставов и стоп сделайте следующее:

1.в положении на животе проверьте, симметричны ли ягодичные складки и одинаковой ли длины ноги;

2.в положении на спине согните в коленных суставах ножки ребенка и попытайтесь развести их в стороны (только не резко и без применения силы!). При правильном проведении этой пробы обычно удается отвести ноги настолько, что коленные суставы касаются стола, на котором лежит ребенок.
3.Стопы:
если стопа находится в среднем положении, когда ребенок лежит на спине, оснований для беспокойства нет;

если имеет место ротация стопы (т. е. она повернута внутрь или наружу), это сигнал к тому, что нужно принимать меры к исправлению до того времени, когда ребенок начнет ходить. В противном случае усилий потребуется больше.

Публикуется с любезного согласия авторов:  Голубева Лидия Георгиевна и Прилепина Ирина Антоновна
ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015