25 июня 2017 г.
Задержка речевого развития у детей Минимизировать
Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр

                 Рекомендации по развитию  речи у детей

Ко мне часто обращаются родители детей с отставанием в развитии речи. Конечно, консультация логопеда необходима. Но часто такой возможности у родителей  нет. Мои советы  касаются детей раннего возраста.

-Дети учатся сначала понимать обращенную речь, потом воспроизводить звуки, а затем произносить слова. 

- Эффективное общение затруднено, если ребенок не понимает языка жестов и мимики.

- Родители должны убедиться,  прежде всего, в том, что ребенок:

  • - слышит вас
  • -смотрит на вас, когда вы говорите
  • -понимает вас
  • - интеллектуальное развитие соответствует его возрасту.

Все  родители знают: с ребенком  надо больше говорить. Но в этом случае нужно учесть некоторые моменты:

--  Говорить нужно просто и ясно, обращаясь к ребенку, не используя сложных конструкций.

--  При каждой возможности повторять одни и те же слова и фразы. Речь родителей должна укладываться в рамках понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них.

--  При разговоре с маленькими детьми стараться  менять тембр и говорить тоненьким голосом, так как высокие звуки дети воспринимают лучше.

--  Использовать различные интонации, так как ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

--  Следить за тем, чтобы выражение лица и интонации выражали то же, что и слова.

--  Во время разговора использовать жесты.

--  Отвечать  на любое обращенное высказывание ребенка, в том числе на слово, жесты или улыбку, следить за взглядом ребенка, объясняя словом  все, что ребенок рассматривает.

--  Петь для ребенка. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но лучше реагируют, если её пропеть.

Немаловажным является развитие слухового внимания у детей. Известен тот факт, что дети с дефицитом внимания, гиперактивные отстают в речевом развитии.             

Необходимо добиться зрительного контакта, находясь или рядом с ребенком или напротив. Если нужно,  нужно присесть  на корточки или лечь  на пол и   не вынуждать  ребенка задирать голову или оглядываться.

Необходимо помнить, что для ответа ребенку нужно больше времени, чем вы думаете. 

Умение слушать и концентрировать внимание

Умение слушать и концентрировать внимание на том, что говорят - это очень важное умение малыша.

В течение 10 минут он должен внимательно слушать рассказ. В тексте должно быть 20-30 слов. Если при чтении малыш теряет интерес к рассказу, необходимо изменить голос, темп чтения, задать вопросы.

Слушая рассказ, ребенок должен отвечать словами или жестами на  простые вопросы. Если ребенок не умеет говорить, то он должен показать жестом на картинку. Можно спрашивать о событиях, которые еще впереди, если рассказ знакомый. В магазине можно разрешить выбрать книгу самому ребенку.

Необходимо читать каждый день. Можно сочинить рассказ по фотографиям близких людей.

Важно, чтобы ребенок умел слушать, когда шумно (в гостях, в магазине).

Понимание значения речи

Ребенку необходимо осознать, что звуки, которые он слышит от взрослых, имеют значение. Используйте стихи и песенки, слова которых сопровождаются действиями.

Чтобы сделать речь более понятной, выделяйте ключевые слова и интонации жестами. На слово «нет» - мотайте головой, на слово «да» - качайте головой.

 

Подражание

Чтобы ребенок начал воспроизводить те звуки, которые вы произносите, покажите ему, как это делается, и он начнет копировать. Используйте жесты – машите рукой, прикладывайте палец к губам, зажимайте нос пальцами.

Играйте с ребенком в игры, тренирующие мышцы рта и гортани: щекочите ребенка, повторяйте слова и звуки перед зеркалом, чтобы ребенок видел и своё, и ваше лицо. Выдувайте пузыри в воду через соломинку, передвигайте обрывки бумаги, дуя на них, свистите в свисток, играйте  на губной гармошке, используйте дудки, рожки, задувайте свечи, булькайте под водой в ванне. Научите ребенка пить через соломинку, поощряйте облизывать еду (мороженое, леденцы). Кормите твердой пищей. Во время игры произносите больше звукоподражательных слов: гав-гав, му - му, тик-так.

Переводите сообщения ребенка на язык слов. Если он указывает глазами на питье или приносит чашку, отвечайте: «Пить!».

Родители должны быть внимательны к такому виду общения, как указывание глазами на предмет. Это означает, что ребенок понимает вас. Необходимо поощрять развитие навыка указывать рукой и пальцем у неговорящих детей, поощрять ребенка тянуться, указывать на игрушки и лакомства.

 

Понимание значения слов

В повседневной жизни сведите свою речь к простым словам. Снова и снова повторяйте одно и то же. Говорите только о том, что происходит здесь и сейчас. Объясняйте вслух, что вы делаете. Сделайте альбом с фотографиями любимых игрушек и предметов, расположите на каждой странице две фотографии. Просите ребенка показывать вам одну фотографию из двух или трех. Сделайте самодельную книжку в картинках, с простыми иллюстрациями.

Обязательно переводите жесты на язык слов.

Переход к фразам

Всякий раз, когда ребенок произносит одно слово, добавляйте второе. Если он говорит «собачка», отвечайте: «Собачка кушает и т. д.»

Описывайте то, что происходит вокруг вас, используя фразы из двух слов, включая глаголы, рассматривайте картинки, где изображены действия.

Игра - это основной путь развития речи. Купите два одинаковых набора игрушек, чтоб иметь возможность повторять действия ребенка, добиваясь зрительного контакта, подражания, соблюдения очередности.

В заключении хочу пожелать родителям настойчивости, не отчаиваться, если нет быстрого успеха. Ребенок накапливает информацию. Гораздо важнее пассивный словарь, то есть понимаемая  речь. И не забывайте уточнить у специалистов, как развит Ваш ребенок.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015