Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр |
|
Длительность грудного вскармливания
В настоящее время ведется много дискуссий по поводу длительности грудного вскармливания. Педиатры отстаивают современные взгляды на длительное кормление ребенка грудью без ограничения возраста. Но в этом случае каждая мама должна задать себе 3 вопроса: «Является ли молоко единственным продуктом питания, так как ребенок обладает пониженным аппетитом?», «Умеет ли ребенок жевать, есть измельченную и твердую пищу?» и «Для кого важнее это грудное вскармливания – для мамы или ребенка ввиду высокой привязанности мамы к малышу?».
В каждом случае необходимо подходить индивидуально, но недопустимым является кормление грудью после 1,5-2 лет.
Во-первых, возникает зависимость по типу навязчивости, ритуала, стереотипа у ребенка, стремящегося всё время сосать грудь. В дальнейшем дети отучаются от груди долго и очень болезненно.
Во-вторых, сосание груди – это своего рода шаг назад в развитии малыша, так как навык жевания формируется с опозданием. И кроме этого поздно формируется познавательный интерес малыша, ведь каждый раз, когда он чем-то недоволен, как средство успокоения он использует грудь. Хотя в этом возрасте он должен уметь переключаться на игрушки, на другие более разнообразные интересы, успокаиваться от любимых занятий.
Спорным является вопрос, полезно ли длительное грудное вскармливание маме малыша. Запасов витаминов, микроэлементов, веществ, повышающих иммунитет, в молоке матери уже недостаточно. Да и лактация уже значительно снижена. Можно предположить ухудшение общего состояния мамы. Кроме того, возрастает привязанность мамы и ребенка, зависимость их друг от друга.
В большинстве случаев длительно кормящие ребенка мамы – особенного личностного склада. Это тревожные, чрезмерно ответственные мамы, у которых в детстве ощущался дефицит материнского внимания. И таким образом они стремятся компенсировать эту любовь, когда растят своего ребенка. Из практики обычно в таком случае отучение от груди проходит легко у ребенка, а ожидание отучения приводит к стрессу у мамы.
Гораздо реже встречаются ситуации, когда процесс отвыкания от грудного вскармливания- это стресс для малыша и его близких. Если это проходит болезненно, не нужно дальше травмировать психику ребенка. Вероятнее всего у него будут в дальнейшем формироваться эмоциональные и поведенческие нарушения. Также нелегко проходит отучение от грудного вскармливания у детей с отставанием в нервно-психическом развитии. Для этого необходима комплексная оценка ребенка врачом, назначение при необходимости лечения.
Таким же образом решается проблема длительного сосания «пустышки» (соски). Это недопустимо – после 1 года, так как рот ребенка постоянно закрыт, что ухудшает работу всех его рече-двигательных мышц, формирует неправильный прикус и притупляет восприятие у ребенка.
По опыту моей работы отвыкание от груди происходит легче и быстрее в возрасте ребенка до года. Малыш осваивает навыки есть с ложки, пить из чашки. Еда его становится всё более разнообразной, он пробует новые продукты, у него появляются вкусовые предпочтения. Малыш начинает разговаривать, осваивает простые сюжетные игры, радуется новым впечатлениям. А мама продолжает настойчиво предлагать соску, когда он заплачет. Ведь это гораздо легче, чем иметь под рукой какой-то сюрприз: маленькую новую игрушечку, предложить любимое лакомство, увлечь игрой. Для этого требуется терпение и время. Зато результат порадует всех.