Автухова Ольга Аркадьевна
Врач-невролог, врач-психиатр |
|
Аффективно-респираторны приступы (АРП) у детей раннего возраста далеко не редкость, единичные приступы наблюдаются у 25% вполне здоровых детей на фоне сильных эмоций, и только в 5% случаев они бывают повторяющимися. Обычно мамы это состояние описывают как «ребенок зашелся в плаче и посинел», в этот момент отмечается эпизод задержки дыхания (апноэ). Обычно аффективно-респираторные приступы появляются в конце первого года жизни малыша, и могут отмечаться до возраста 2-3 лет. АРП возникают рефлекторно, ребенок не делает этого специально (как может иногда показаться). Чаще всего такие приступы являются возрастной особенностью и исчезают бесследно, после 4 лет встречаются редко.
Аффективно-респираторные приступы у детей появляются на фоне эмоциональной перегрузки (сильных отрицательных эмоций), сопровождаются спазмом мышц гортани. Существует предрасположенность к возникновению таких приступов у детей из-за особенности обмена веществ (повышенной потребности в кальции, дефицит которого способствует возникновению спазмов гортани). У детей с синдромом повышенной нервной возбудимости так же имеется большая вероятность возникновения АРП. Выявлена так же генетическая (наследственная) предрасположенность к возникновению таких приступов.
Они возникают как несколько раз за день, так и всего 1 раз в год. Чаще всего отмечаются еженедельные (а так же ежемесячные) приступы. Больше всего таких эпизодов возникает, как правило, на втором году жизни. Ребенок на вдохе замирает с широко открытым ртом, не произнося при этом ни звука, губы его синеют, затем он обмякает «как тряпочка». Время эпизода задержки дыхания обычно не превышает 30-60 секунд, но для родителей они кажутся вечностью. Это зрелище совсем не для слабонервных, и мамы зачастую и сами переживают сильнейший шок.
АФР чаще всего возникают на фоне испуга, тревоги, или злости, то ранее считалось, что они полностью обусловлены эмоционально-поведенческими факторами и возникают у детей капризных, раздражительных, склонных к истерии. Однако зарубежные авторы провели исследования, и доказали, что приступы возникают как у детей с обычным поведением, так и у склонных к истерии с одинаковой частотой.
«Белые» приступы обычно возникают как реакция на боль (при падении, уколе и т.п.), и по своему механизму они похожи на обмороки. Во время приступа ребенок бледнеет, пульс может исчезать на короткое время или резко замедляться. «Синие» приступы характеризуются появлением синюшной окраски кожных покровов на фоне приступа. Если приступ затягивается, то ребенок затем весь обмякает на руках у матери, или наоборот может выгибаться дугой.
Как можно помочь ребенку во время аффективно-респираторного приступа?
1. Не впадать в панику, перестать суетиться, взять ребенка на руки. Помните, что кратковременная задержка дыхания не может нанести вреда его здоровью. Это всегда проявление эмоциональных нарушений: не дали,не разрешили, не последовали желаниям ребенка, родители были слишком категоричны в требованиях.
2. Попытайтесь рефлекторно восстановить дыхание малыша — похлопайте его по щекам, потрогайте за область шеи и груди, помассируйте ушные раковины, оботрите холодной водой лицо, посветите в лицо фонариком, достаньте сюрприз из кармана
3. Чем раньше вы приступите к действиям, тем лучше. Не отвлекайтесь на собственные эмоции, действуйте сразу, в начале приступа, когда его легче остановить.
4. Некоторых детей бывает лучше оставить в покое и отойти подальше, так они быстрее успокаиваются и приходят в норму.
5. После приступа не нужно приступать к нотациям, ребенок может и не помнить того, что произошло. Попытайтесь отвлечь кроху другими действиями. Не акцентируйте внимание на произошедшем.
Не старайтесь оберегать ребенка от малейших негативных эмоций и потакать всем его прихотям. Вы должны научить малыша правильно реагировать на неудачи и огорчения. Для каждого человека нормально раздражаться и впадать в ярость. Роль родителей научить малыша контролировать свои эмоции.
Как правило, специального медикаментозного лечения при аффективно-респираторных приступах не требуется. Обязательная помощь детского психолога. Мнение, что такие состояния переходят в эпилепсию, не подтверждается. Дети вырастают капризными , истероидными, или тревожными и неуверенными. Часто нарушены детско-родительские отношения. Обследование не выявляет отклонений. Часто встречается у детей с отставанием в психическом развитии, у них сохраняется до 6лет.