Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук |
|
Что такое развитие? Речь пойдет о психическом развитии. В нашей ситуации вопрос важен не с научной, а с практической стороны. На этот вопрос необходимо ответить, чтобы родители могли сознательно повлиять на развитие своего ребенка. Поэтому мы оставим в стороне важные и сложные научные дискуссии.
В практическом плане развитие ребенка можно сравнить с постройкой дома. Разные люди хотят жить в разных домах. Одному нравится многоэтажный дом в большом городе, другому нравится загородный коттедж, третьему - деревенская усадьба. В зависимости от того, какой дом мы хотим иметь, мы готовим проект, планируем участок, запасаем определенные строительные материалы, завозим определенную технику и приглашаем строителей. Если мы знаем, какой дом хотим получить, мы можем пригласить архитектора, который подготовит проект и будет контролировать строительство. Но архитектор не должен решать за заказчика, какой именно дом нужен заказчику. В нашем примере заказчик - родители, а архитектор - специалист по развитию ребенка.
Может ли заказчик построить любой дом на том участке, на котором планируется стройка? Конечно нет. Если заказчик собирается "втиснуть" многоэтажный дом на маленький участок, грамотный архитектор сразу скажет, что это не получится. Надо менять проект или расширять участок. Похожие ограничения на строительство существуют в плане водоснабжения, электроснабжения и т. д. Квалифицированный и честный архитектор не возьмется за работу, заранее зная, что выполнить пожелания заказчика невозможно. Из-за этого между архитектором и заказчиком, который "хочет невозможного" иногда возникают конфликты. Взрослые люди хорошо понимают, что не всегда можно сразу сказать, выполнимы ли требования заказчика. Не всякий архитектор и не всегда может выполнить требования заказчика. Для "окончательного ответа" нужно предпринять попытку строительства. Если попытка будет неудачной, заказчик останется "у разбитого корыта" - потеряв деньги, время и не получив дома, в котором можно жить.
Когда речь идет о стройке, это дело поправимое. Но в жизни человека упущенное время - труднопоправимая потеря.
Дом строят для того, чтобы в нем жить. Сам по себе дом никому не нужен, если в нем не живут, не работают, или дом не является архитектурным памятником прошлых веков. Так же и психическое развитие - не самоцель, а условие для счастливой жизни. Насколько велика опасность потерять время - в конечном итоге решают родители, ведь потом именно родители будут иметь дело с последствиями своего решения.
Здесь есть сложность - нельзя развить "все и сразу". Понятно, что чемпион мира по тяжелой атлетике не будет так же быстро бегать как чемпион мира по бегу, прыгать как чемпион по прыжкам. Чемпион по десятиборью делает все это лучше обычного человека, но не водит машину как чемпион по авторалли. Родители, хотят они того или нет, вынуждены делать выбор. С научной точки зрения невозможно вырастить выдающегося музыканта, чтобы он был еще и выдающимся ученым, да еще и крупным бизнесменом.
Если есть исключения из этого правила, то они так редки, что специалисты не могут принимать их в расчет. А родители могут принимать в расчет именно исключения и могут достигать успеха вопреки обоснованному мнению специалистов. Ведь родителей интересует не вероятность успеха в сотне случаев, а единственный и неповторимый свой ребенок. Родители могут не соглашаться со специалистами, ведь именно они несут ответственность за последствия своих действий. Такая ситуация естественна. Если заказчик не договорился с архитектором, не стоит думать что плох архитектор. Стоит найти другого архитектора и попробовать договориться с ним. Не всегда архитектор и заказчик подходят друг другу. Если нам не нравится музыка, это не значит, что музыкант плохо умеет играть. Возможно нам просто не нравится эта музыка. Даже если такая музыка нравится всем знакомым, стоит ли нам ее слушать? Скорее всего стоит поискать другую музыку.
Итак, развитие индивидуально, просто потому, что у разных людей разное представление о счастье.
Тогда возникает вопрос - раз все так индивидуально, зачем нужны специалисты? На примере с домом мы можем дать ответ на этот вопрос.
Заказчик сам решает иметь коттедж, или многоэтажку. Если заказчик собирается жить один в многоэтажном доме, вряд ли такая постройка будет самой подходящей. С точки зрения потраченных денег, как подскажет грамотный архитектор, лучше построить коттедж. А если заказчик собирается держать корову, то в многоэтажке будет неудобно и заказчику, и корове, и их соседям. Но окончательное решение - право выбора заказчика. Если заказчик не нашел архитектора, согласного реализовать его планы, он может сам стать архитектором и сам строить свой дом.
Но какой бы дом не решил строить заказчик, у этого дома должен быть фундамент, стены и крыша. Наверняка большинство предпочтет иметь в доме свет, холодную и горячую воду, даже канализацию. В жарком климате можно легко обходиться без отопления, а в холодном климате так жить не получится, независимо от того, строим ли мы многоэтажку, или фермерскую усадьбу. В многоэтажном доме требуется сложная система отопления, а в фермерской усадьбе можно обойтись печкой. Но даже самую простую печку нужно делать так, чтобы она не дымила. Необходимость, например, отопления определяется климатом, а климат не зависит от заказчика. Задает вопрос об отоплении заказчик, а отвечает на этот вопрос специалист - архитектор. Обычно происходит именно так, хотя отопление, тем более затраты на него сами по себе заказчику не интересны.
В отношении психического развития ситуация похожа. Всякий ребенок должен научиться ходить, а при необходимости даже бегать. Нужно научиться говорить, читать и писать. Но это - самый простой список. В реальной жизни человеку приходится писать заявления, отчеты, деловые письма и много других текстов, которые пишутся по особым правилам. Нужно уметь разговаривать с друзьями, с начальником, с деловыми партнерами, с соседями. Значит нужно не просто говорить и писать, а говорить и писать по-разному в зависимости от ситуации. Важно, конечно, что именно мы хотим написать или сказать определенному человеку в определенный момент. Это выбор самого человека. Но не менее важно суметь написать или сказать именно то, что мы хотим, написать или сказать так, чтобы нас поняли. Научить как реализовать свой выбор - задача специалиста.
При научном подходе к развитию выделяются задачи развития, которые приходится решать абсолютно всем людям. Иногда говорят не о задачах, а об этапах развития, стадиях развития. Разница между задачами и этапами в том, что этапы следуют в строгой последовательности, а задачи можно перечислить в любом порядке.
Этапы выделяются когда есть четкая последовательность. Например нельзя строить крышу, если нет несущих стен, а несущие стены нельзя поставить прежде фундамента.
Задачи выделяются когда нет необходимости однозначно определить последовательность. Например стены обязательно нужно отделать внутри и снаружи. Но не во всех случаях можно сказать точно, нужно ли сначала отделывать стены внутри или снаружи, нужно ли сначала полностью закончить крышу, или при строительстве многоэтажного здания можно начинать внутреннюю отделку этажа когда готово только потолочное перекрытие.
Если мы представим себе как в реальности происходит строительство любого дома, то станет понятно, что можно выделить немножко разные этапы и задачи, можно говорить об этапах и задачах разными словами. Так создаются разные научные школы и разные подходы - как в архитектуре, так и в психологии и педагогике. Но в любой архитектурной школе признается, что дом должен стоять крепко, что стены не должны слишком легко промерзать или прогреваться; фундамент должен выдерживать нагрузку всей постройки, а крыша надежно защищать от воды и выдерживать ветер.
Поэтому авторы позволили себе пренебречь всеми важными и значимыми теоретическими разночтениями, чтобы не описывать все этапы и задачи развития, но кратко и ясно охарактеризовать лишь некоторые параметры развития, которые являются наиболее значимыми, судя по опыту нашей практической работы.
Важно понимать, что наш материал - информация для родителей, а не инструкция для специалистов. Ссылаться на то, что здесь написано, в споре со специалистами бесполезно. Предлагаемый материал ни в коей мере не заменяет и не отменяет консультацию квалифицированных специалистов.
При личном обследовании квалифицированный специалист может выяснить, что для Вашего ребенка самое важное - то, о чем здесь вообще не написано. Но все, о чем здесь написано, у Вашего ребенка тоже есть и это тоже важно.