21 августа 2017 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Учеба как ведущая деятельность

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность — учеба в школе. Ведущая деятельность — такая, которая обеспечивает решение основной возрастной задачи развития. У младшего школьника основная возрастная задача — уверенность в своей компетентности.

В других возрастах встают другие задачи развития и ведущими становятся другие виды деятельности — игра (в дошкольном возрасте) и труд (в зрелости).

Возможно, на Земле существуют такие общества, культуры, цивилизации, в которых дети 6-8 лет не обучаются в школе. Но в современной науке сложилось общее, обоснованное сотнями исследований, мнение, что такие культуры можно не принимать во внимание. Они не оказывают существенного влияния на развитие человечества. Во всех остальных культурах, которые оказали значительное влияние на развитие человечества, существует социальный институт образования. В некоторых странах дети идут в школу чуть раньше, в других чуть позже. Соответственно по-разному бывает устроена система дошкольного образования. Однако единая линия развития отчетливо прослеживается во всех странах, которые, как и наша страна, достигли определенного порогового уровня социального развития. В возрасте около 7 лет дети идут в школу, где начинается их систематическое обучение. И такое обучение — необходимый этап развития ребенка.

Здесь важно понять один принципиальный момент. Обучение — необходимое условие развития. Но обучение — далеко не единственное условие развития. И обучение — отнюдь не все развитие. В начальной школе ребенок может учиться, но в психологическом плане вовсе не развиваться. В более старшем возрасте это станет заметно, но в первом-втором классах обучение, к сожалению, иногда происходит без всякого развития.

Чтобы учеба правильно выполнила свою функцию ведущей деятельности и обеспечила психическое развитие, нужно особое объединение усилий ученика и учителя — освоение учебной деятельности.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015