Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук |
|
Учеба для развития
Учебная деятельность важна не только сама по себе. Нас интересует такое освоение учебы, которое обеспечит ребенку уверенность в своей компетентности и станет своего рада «запасом прочности» на всю дальнейшую жизнь. Рассмотрим связь учебы с чувством собственной компетентности.
Компетентность — не умение и не навык, а специфическое чувство уверенности. Уверенности ребенка в том, что он — еще совсем маленький человек — сможет решить новые сложные жизненные задачи, даже такие, с которыми еще никогда не встречался.
Как возникает эта уверенность, без которой очень страшно жить? Хорошие отметки сами по себе никакой компетентности на обеспечивают. Она возникает в результате равновесия между требованиями школы и интересами ребенка, равновесия между знаниями «для себя» и отметками «для учителя».
Такое равновесие всегда динамично. У ребенка меняются интересы, у школы меняются требования. Отметки выставляются учителем регулярно, а знания появляются неожиданно и непредсказуемо — чередой маленьких открытий, которые ребенок делает сам. Поэтому для ребенка очень важно иметь набранный до школы, или сформированный уже в школе «запас успешности». Этот запас тоже динамичен, его нужно постоянно использовать и вновь пополнять.
Но развитие будет идти в позитивном направлении при одном необходимом условии — ребенок САМ каждый день находит для себя равновесие между внутренними побуждениями и внешними требованиями. Если родители сделали за ребенка домашнее задание, а учительница поставила ребенку высокую отметку у ребенка формируется уверенность в компетентности родителей, а не в своей.
Как же родители могут обеспечить развитие младшего школьника в учебе? Родители могут помочь ребенку решить новые сложные задачи. И родители должны это делать. Иначе ребенок поймет совсем не то, чему мы хотим его научить. Отказ помочь будет воспринят как предательство. Помогать ребенку должны именно родители. Эту задачу не может решить учитель, потому что учитель — одна из заинтересованных сторон, для ребенка он представляет школу, «распоряжается» отметками и т. п.
Но, чтобы получить помощь, ребенку нужно уметь попросить о помощи и принять ее. Прежде всего нужно заметить возникшую трудность и осознать ее. Нужно спланировать время и дождаться подходящего момента, нужно внимательно выслушать объяснения, осмыслить их и задать свои вопросы. А это очень непросто.
Поэтому, во-первых, стоит научить ребенка управлять своими проблемами с учетом возможностей родителей, их образа жизни. В жизни вполне нормально — сталкиваться с трудностями. Ненормально делать вид, что трудностей не существует или что трудности должны немедленно устраняться. Ничего нет страшного, если ребенок немножко, в меру своей индивидуальной психологической устойчивости, «поживет с проблемой». Но тогда проблема должна быть обязательно решена с помощью родителей. А если ребенок решит ее самостоятельно, пусть родители хотя бы обсудят с ним это замечательное достижение и выразят свою радость и уверенность в дальнейших успехах.
Во-вторых, ребенка не стоит провоцировать на «перекладывание проблем». То есть проблемы должны решаться вместе с родителями, а не родителями вместо ребенка. Но ребенок бывает так медлителен и неловок, не понимает таких простых вещей... Проще сделать самим. И получится лучше. Проще и лучше, но для развития ребенка — хуже. Чувство компетентности возникает когда ребенок САМ решает свои проблемы, а родители оказывают ему помощь и поддерживают своей любовью.