28 июня 2017 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Режим

Все книги и статьи для родителей обычно содержат рекомендации по организации режима дня школьника. Однако вопрос режима дня школьника не так прост, как хотелось бы авторам многочисленных рекомендаций.

Режим бесспорно полезен и нужен. В той или иной форме режим дня задается учебным расписанием. Но главная сложность заключается не в режиме дня школьника, а в режиме дня родителей. Дело в том, что говорить о режиме дня ребенка отдельно от режима дня его родителей — почти бесполезное занятие. А далеко не все родители готовы пересматривать и перестраивать свой режим для выполнения рекомендаций, адресованных ребенку.

Поэтому мы не будем здесь давать подробные указания о том, каким должен быть режим дня школьника. Укажем только некоторые моменты, наиболее важные для взаимоотношений ребенок-родители.

Сытый и голодный ребенок очень сильно отличаются друг от друга. Голодный ребенок становится капризным, иногда даже агрессивным намного раньше, чем осознает чувство голода. Работоспособность, в том числе умственная, снижается при этом очень существенно.  Но самостоятельный в питании ребенок может вообще не осознать свой голод. Для этого достаточно съедать каждый час по пирожку, конфетке, бутербродику. А повод проявить агрессию и покапризничать найдется всегда. И капризничающего ребенка сложнее накормить. В результате предметом внимания взрослых чаще становятся последствия чувства голода, чем сам голод.

Первая практическая рекомендация проста — питание ребенка должно быть регулярным и полноценным. Лучше, если на прием пищи время будет выделено «с запасом».

Продуктивность всех психических процессов, как у ребенка, так и у взрослых, колеблется волнообразно. Поэтому лучше избегать долгих (дольше 30 минут) промежутков времени, в которые дети предоставлены сами себе или занимаются одним и тем же делом. Просидев два часа в своей комнате, ребенок будет утомлен и раздражен, хотя сам не поймет отчего. У взрослых, конечно, совсем другие возможности концентрации. И нам бывает сложно понять причину внезапной вспышки ничем не мотивированной агрессии у ребенка.

Конечно, дети могут самостоятельно играть, порой очень долго. Но у младших школьников лучше незаметно и ненавязчиво контролировать поведение в ходе игры. Увлекшись и заигравшись, ребенок утомляется, сам того не заметив. Результат — конфликт, или просто внезапная вспышка раздражения, непонятная самому ребенку. Если спокойно наблюдать игру детей, можно заметить, что перед конфликтом они начинают громче разговаривать между собой, движения становятся быстрее. резче, хуже координируются. Иногда временное истощение продуктивности может закончиться не конфликтом детей, а падением и ушибом. Внимательно наблюдая за своим ребенком, вы заметите тот момент, когда ему требуется переключить внимание. Как часто нужно переключать внимание ребенка — сложный вопрос. Все дети разные. А по мере взросления способности ребенка возрастают.  Переключать внимание нужно так часто, как это необходимо ребенку. Мало кто из младших школьников может удерживать внимание без напряжения дольше 30-40 минут. Переключая внимание, не обязательно менять занятие. Бывает достаточно ненадолго отвлечься, выпить воды, подвигаться. Чтобы переключиться с активного занятия, лучше спокойно потянуться, медленно пройтись.

Вторая практическая рекомендация также легко выполнима — обеспечить ребенку возможность переключения и смены психической активности столько раз. сколько ему необходимо. чтобы комфортно себя чувствовать.

Если выполнять две основных практических рекомендации, родители самостоятельно выработают такой режим дня, который устроит и их, и ребенка.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015