28 июня 2017 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Развитие младшего школьника

В младшем школьном, как и в любом другом возрасте, развитие — это решение возрастных задач (задач развития).  Эрику Эриксону удалось обобщить результаты многих исследований и показать, что каждому возрасту соответствуют свои задачи развития. Для младшего школьника основная задача, вокруг которой строится его психическое развитие — достижение уверенности в своей компетентности.

Эту задачу мы обсудим отдельно. Сейчас важно понять, что возрастные задачи совсем не похожи на школьные. Скорее они похожи на практические задачи, которые мы решаем в жизни — увеличить сбыт товаров, обеспечить бесперебойное снабжение продуктами, отремонтировать квартиру и т. д.

Сейчас нам важны три свойства задач развития:

- Нет раз навсегда заданных критериев оценки решения. Поэтому так сложно определить достигнутый уровень развития. То, что соответствует критериям одних родителей, вполне может не соответствовать критериям других. При этом правы будут и те, и другие.

- Задачи развития нельзя решить один раз на всю оставшуюся жизнь. Их нужно решать на протяжении всей жизни. Нельзя, например, научиться считать и говорить на иностранном языке один раз и никогда больше не считать и не разговаривать. Тогда просто бессмысленно будет говорить о счете и владении иностранным языком. Возрастные задачи так называются потому, что мы учимся решать их в определенном возрасте, а не потому, что в дальнейшей жизни мы не сталкиваемся с ними. Один раз научившись читать, потом мы читаем всю жизнь.

- Если задача не решена в соответствующем возрасте, никакой катастрофы не происходит. Но ничего хорошего тоже не происходит. В следующем возрастном периоде будет сложнее, потому что придется решать не одну «соответствующую» задачу, а все, которые не были решены «в свое время».

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015