16 октября 2024 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Когда родители выходят из себя

Дети нередко намеренно выводят взрослых из себя и доводят их «до белого каления». Строго говоря, они делают это не совсем намеренно, скорее полуосознанно, но от этого взрослым не легче. Здесь поможет знание следующих моментов.

Во-первых, выведение взрослых из себя — неприятная, но полезная для развития ребенка ситуация. Образно говоря, когда ребенок вывел из себя учительницу, или родителей, он понимает нечто. Словами это можно сформулировать примерно так: «вот так делать нельзя, совсем нельзя, на самом деле нельзя». Эти открытия для ребенка важны, они задают границы допустимого поведения. Поэтому ребенок может увлекаться проверкой границ. Словами проверка формулируется примерно так: «Если нельзя так, этак, может быть можно?». Другой вариант: «Если так нельзя совсем, этак, может быть, все-таки, иногда можно?». И наконец: «Если так на самом деле нельзя, наверное этак можно, а мне только на словах запрещают?».

Подобные проверки вызывают полное непонимание взрослых: «Ему же сто раз сказано спокойно, а он специально меня доводит!». Но ребенку необходимы границы допустимого. И  ребенок устанавливает их самым эффективным способом, из доступных ему — проверяя реакцию взрослых на свои действия. Если родители считаю, что ребенок уж совсем злоупотребляет их терпением, стоит оценить ситуацию, глядя как бы «со стороны». Может оказаться, что некоторые границы допустимого просто не были спокойно обсуждены с ребенком. А ребенок именно сейчас дорос до соответствующего поведения и впервые радостно пробует все возможные варианты такого поведения.

Во-вторых, в системе «ребенок-родители» эмоций всегда больше. чем в системе «ребенок-учитель». Вполне закономерно, что в разных системах возникают разные эмоции. Да и все люди разные. То, что невыносимо для учителя, может никак не задевать родителей и наоборот — учитель не может понять. почему мама так реагирует на «обычную детскую шалость». Поэтому родителям стоит прислушиваться именно к своим собственным чувствам. Советы и оценки окружающих здесь вообще не могут помочь.

Конечно, квалифицированный специалист — психолог или психиатр, но не логопед и не учитель — сможет достоверно оценить, выходит ли за границы популяционной нормы поведение, вызывающее бешенство родителей. Но раздражение родителей не станет меньше, даже когда они получат подтверждение нормального развития своего ребенка. Мы все хорошо знаем, что для бабушки с дедушкой мама или папа иногда — просто дитя неразумное. И социальное положение не играет никакой роли.

Бурные отрицательные эмоции — лишь обратная сторона глубокой и сильной родительской любви. Не стоит беспокоиться просто из-за того, что поведение ребенка вызывает бешенство у родителей. Это естественно, подобные переживания бывают практически у всех родителей.

В-третьих, хотя выходить из себя — нормально, совершать значимые действия и принимать решения в этом состоянии неразумно. Лучше установить правило — проявлять эмоции, не совершая действий. Кричать, призывать кару Зевса и Вулкана, сказать, что именно хочется сделать с непослушным ребенком, даже порвать ненужные бумаги — совершенно естественно и допустимо. Но запрещать, наказывать, ругать, принимать решения в таком состоянии ни в коем случае не следует. Решения окажутся неоптимальны, их придется корректировать, возникнет угроза родительскому авторитету. Или необдуманно суровое наказание вызовет слезы ребенка, у родителя проснется жалость и все решения отменятся. В любом случае обычно оказывается, что родитель, успокоившись, меняет свою точку зрения. Лучше сразу придерживаться правила — для принятия решения дождаться более спокойного состояния.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015