28 июня 2017 г.
Солондаев Владимир Константинович
Кандидат психологических наук

Готовность к школе

Зная, что такое психическое развитие и возрастные задачи развития, мы будем очень осторожно относиться к категорическим оценкам: ребенок к школе готов или не готов.

Во-первых, готовность к школе нужно разделять на психологическую готовность и на освоение определенных навыков. Психологическая готовность — успешное решение задач развития дошкольного возраста. Владение навыками — развитие речи и произвольного контроля своего поведения, которое проверяется при выполнении разнообразных заданий. Чтение, письмо и счет — не главные и не единственные критерии готовности к школе.

Во-вторых, путаница в представлениях о готовности к школе возникает из-за того, что ни по отдельности, ни вместе, владение навыками и психологическая готовность не гарантируют успеха на 100% . Хотя бы потому, что в жизни почти не бывает 100% владения навыками и 100% решения возрастных задач развития. Приведем простую аналогию. Мало кто, даже из весьма состоятельных взрослых, рискнет сказать, что умеет зарабатывать деньги и уверен, что до конца жизни в любой ситуации не будет испытывать денежных затруднений.

Скорее всего, ребенок, который готов психологически и владеет навыками, будет успешно развиваться в школе. Но этого нельзя гарантировать! Гарантия успеха на 100%— всегда обман, который должен насторожить родителей. В действительности надо попробовать и оценить предварительные результаты, чтобы сказать что и как будет получаться у ребенка.

Готовность к школе может принимать самые разные формы. Трудно сказать, что лучше — психологическая готовность при отсутствии навыков или наоборот. В обоих случаях у ребенка возникнут сложности. Но и при оптимальной готовности сложности тоже возникнут.

Сложности — нормальная черта развития! Развитие в научном понимании  обозначает именно процесс преодоления сложностей и трудностей. «Беспроблемного» развития не бывает. Только, конечно, не надо намеренно создавать ребенку трудности, лучше пусть жизнь сама об этом позаботится. И развитие ребенка не означает, что родители будут переживать проблемы ребенка как свои. Родители могут совершенно спокойно не замечать проблем ребенка, если он их успешно решает. У родителей свои задачи развития, а у ребенка свои. Только когда, преодолевая неизбежные трудности, и родители, и ребенок успешно решают свои возрастные задачи, им кажется, что «жизнь легка и проста». А полное отсутствие трудностей, которое, к счастью, редко встречается, приводит к очень неприятным психологическим последствиям.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015