Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории |
|
Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
Существуют различные варианты речевых нарушений.
Дислалия – нарушение формирования звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме дизартрии.
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может быть I, II, и III уровня. ОНР различного уровня может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.
Аграфия – полная неспособность к усвоению письма.
Дисграфия – специфическое нарушение письма.
Алексия – полная неспособность к усвоению чтения.
Дислексия – специфическое нарушение чтения.