17 октября 2017 г.
Индивидуальные особенности развития речи Минимизировать
Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории
 

Подождите волноваться!

 Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило!

 

Несмотря на наличие определенных закономерностей в развитии речи, сроки возникновения, темп и характер ее становления могут быть различными. Особенности на втором и третьем году жизни детей имеют условную возрастную отнесенность.

Одни дети произносят свои первые слова уже в конце первого года жизни, другие – лишь после двух лет. Некоторые задерживаются на этапе произнесения отдельных слов, другие сразу начинают говорить предложениями. Одни рано проявляют себя «вербалистами», другие, несмотря на достаточно сформированную речь, растут «молчунами». Свою лепту в сроки появления речи вносят и генетические факторы. Так, в семье, где один из родителей начал говорить поздно, можно ожидать и более позднего появления активной речи у ребенка. Известно также, что девочки часто начинают говорить раньше, чем мальчики. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке». Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!».

Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически, основываясь только на паспортном возрасте ребенка, делать выводы о задержке в речевом развитии. В первой половине раннего возраста самым важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Однако, не следует забывать о границе между индивидуальными особенностями развития ребенка и отставанием в его развитии.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015