25 июня 2017 г.
Самодиагностика уровня и профиля социальной компетентности ребенка Минимизировать

Урываев Владимир Анатольевич

кандидат психологических наук

Самодиагностика уровня и профиля социальной компетентности ребенка

Пытаясь измерить социальную компетенцию, особое внимание следует обратить на изучение организма как це­лого в процессе его развития. Исследования, касающиеся отдельных аспектов жизни и поведения человека, таких как физическое развитие, фи­зиологическое функционирование, интеллектуальные способно­сти, адаптивные реакции, обучение и т. д., настоятельно требуют интеграции для оценки зрелости в целом. Социальная приспособленность ребенка с учетом возраста и культуры выражается физическими, психологическими, интеллектуаль­ными, поведенческими, эмоциональными проявлениями, а также в привычках, волевых актах, аспектах занятости, личностном раз­витии, приспособлении к явлениям окружающего мира и т. д.

Шкала (международная аббревиатура – VSMC – Vineland Social Maturity Scale – 00, С. 82-91) предназначена не только для измерения общей социальной компетенции в рамках ее определения; в ней предусмотрена детализация с анализом ком­петенции по ее составляющим, что позволяет создать ПРОФИЛЬ.

Про­цедура оценки сравнительно несложна. Участие исследуемого лица не только не обяза­тельно, но может быть даже исключено, если оценка проводится с помощью экспертов (родители, родственники, друзья, воспитатели и т. д.). Этим она очень удобна для исследования детей начиная с са­мого раннего возраста.

Перед тем как перейти к описанию процедуры исследования  и измерения, необходимо сделать следующие уточнения и допу­щения:

1. Социальная компетенция – для данной шкалы - может быть определена как функ­циональная способность человеческого организма к обеспечению личной независимости и социальной ответственности.

2. Эта компетенция может быть измерена в возрастной динами­ке на основании генетически обусловленного созревания человека, что диагностируется соответствующими возрасту психосоциальны­ми тестами-параграфами.

3. Индивидуальный статус в сфере социальной компетенции может быть представлен в числовом и описательном выражениях и охарактеризован по отношению к установленным в данном месте и в данное время нормам психосоциальной зрелости.

4. Измерение может проводиться путем личного опроса и путем опроса экспертов на текущий момент, а также ретроспективно для выявления возрастной динамики.

5. Шкала может быть использована в научных исследованиях, а также в психосоциологической и медицинской практике.

6. Зрелость может характеризоваться в трех основных направлениях развития:

* от социальной зависимости к независимости;

* от социальной безответственности к ответственности;

* от социальной некомпетентности к компетентности.

7. Каждый пункт шкалы дан с обозначением возра­ста и категории, которые являются субшкалами (указаны в таблице оценивания, слева):

1. SHG (self-help general) - общее самообслуживание.

2. SНЕ (self-help eating) - самообслуживание в питании.

3. SНD (self-help dressing) - самообслуживание в одевании.

4. SD (self-direction) - самостоятельность.

5. O (occupation) - занятость.

6. C (communication) - коммуникация.

7. L (locomotion) - локомоция (осмысленное, целенаправлен­ное перемещение).

8. S (socialization) - социализация.

Для получения ориентировочного результата, необходимо крестиком отмечать наличие тех или иных умений в поведении ребенка (ориентируясь на возраста, указанные в шкале). После того как появляются два минуса подряд оценку нужно прекратить и провести анализ полученных результатов.

Шкала социальной компетенции

0-1 год

C   1

 Кричит, смеется

SHG   2

 Удерживает голову в равновесии

 SHG   3

 Хватает предметы, находящиеся в пределах досягаемости

S   4

 Тянется к незнакомым людям

 SHG   5

 Переворачивается

SHG   6

 Тянется к близлежащим предметам

O   7

 Оставленный без присмотра сам себе находит занятие

SHG   8

 Стоит без поддержки

SHG   9

 Подтягиваясь занимает вертикальное положение

 C 10

 «Лепечет», имитируя звуки

SHE 11

 Пьет из чашки или стакана, если кто-нибудь помогает

L 12

 Передвигается по полу с места на место

SHG 13

 Хватает что-либо двумя пальцами (первым пальцем и каким-нибудь другим)

 S 14

Требует персонального внимания

SHG 15

Стоит один (без поддержки)

SHE 16

Не обливается (когда ест)

C 17

Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания)

1-2 года

L 18

Оставленный без присмотра ходит по комнате

O 19

Оставляет «следы»  карандашом или мелом

SHE 20

Жует пищу

 SHD 21

Стягивает с себя носки

O 22

«Преобразует» предметы

SHG 23

Преодолевает простые преграды (препятствия)

O 24

Находит или приносит знакомые предметы

SHE 25

Без помощи пьет из чашки или стакана

SHG 26

Больше не нуждается в детской коляске

S 27

Играет с другими детьми

SHE 28

Ест ложкой

L 29

Гуляет по квартире или двору

SHE 30

Отличает съедобное от несъедобного

C 31

Использует названия знакомых предметов

L 32

Идет вверх по лестнице

SHE 33

Разворачивает конфету

C 34

Говорит короткими предложениями

2-3 года

SHG 35

Просится в туалет

O 36

Развивает свою собственную игровую активность

SHD 37

Снимает с себя пальто или платье

SHE 38

Ест вилкой

SHE 39

Обеспечивает себя питьем без посторонней помощи

SHD 40

Вытирает руки (после мытья)

SHG 41

Избегает простых опасностей

SHD 42

Без посторонней помощи надевает пальто или платье

O 43

Режет ножницами

C 44

Рассказывает что-то о событиях

3-4 года

L 45

Спускается вниз по лестнице, один шаг – одна ступенька

S 46

Играет в общие игры в детском саду

SHD 47

Застегивает на пуговицы пальто или платье

O 48

Помогает в мелкой работе по дому

S 49

Играет представления для других

SHD 50

Без посторонней помощи моет руки

4-5 лет

SHG 51

Ухаживает за собой в туалете

SHD 52

Без посторонней помощи моет лицо

L 53

Гуляет без присмотра поблизости

SHD 54

Одевается самостоятельно, исключая завязывание

O 55

Использует карандаш или мел для рисования

S 56

Играет в соревновательные игры

5-6 лет

O 57

Использует коньки, сани и т.п.

C 58

Пишет простые слова печатными буквами

S 59

Играет в простые настольные игры

SD 60

Доверяют деньги

L 61

Ходит в школу без присмотра

6-7 лет

SHE   62

Использует столовый нож для намазывания

C   63

Использует карандаш для письма

SHD  64

Моется (в бане) с посторонней помощью

SHD  65

Без посторонней помощи ложится спать

7-8 лет

SHG  66

Определяет время с точностью до 15 минут

SHE   67

Использует столовый нож для резания

S   68

Отрицает существование Деда Мороза, прочих подобных фантастических персонажей

S   69

Участвует в играх  детей до-подросткового возраста

SHD  70

Причесывается с помощью расчески или щетки

8-9 лет

O   71

Использует рабочий инструмент для разных целей

O   72

Выполняет обычную домашнюю работу

C   73

Читает по своей собственной инициативе

SHD  74

Моется (в бане) без посторонней помощи

9-10 лет

SHE   75

Ухаживает за собой за столом

SD   76

Делает мелкие покупки

L   77

Свободно гуляет вблизи дома

10-11 лет

C   78

Иногда пишет короткие письма

C   79

Звонит по телефону

O   80

Выполняет мелкие работы, имеющие экономическую значимость

C   81

Реагирует на источники информации (радио, газеты, реклама и т.п.)

11-12 лет

O   82

Выполняет мелкие творческие работы

SD   83

Остается (дома) на собственном попечении или для присмотра за другими

C   84

Получает удовольствие от книг, газет журналов

12-15 лет

C   85

Играет в трудные игры

SHD   86

Осваивает полный уход за собой

SD   87

Самостоятельно покупает принадлежности одежды

S   88

Включается в деятельность подростковых групп

O   89

Выполняет рутинную домашнюю работу

15-18 лет

C   90

Поддерживает контакты путем почтовой переписки

C   91

Следит за последними новостями

L   92

Ходит в близлежащие места времяпрепровождения один

SD   93

В дневное время выходит из дому один

SD   94

Имеет собственные карманные деньги

SD   95

Покупает себе одежду (всю)

18-20 лет

L   96

Уходит один в отдаленные места

SD   97

Следит за своим здоровьем

O   98

Имеет работу или постоянное место учебы

SD   99

Уходит на ночь без ограничений

SD 100

Контролирует собственные большие траты (расходы)

SD 101

Берет на себя персональную ответственность

20-25 лет

SD 102

Использует деньги предусмотрительно

S 103

Принимает на себя ответственность за коллектив

S 104

Делает вклад в социальное благосостояние

SD 105

Обеспечивает себе будущее

25 лет и старше

O 106

Выполняет квалифицированную работу

O 107

Соблюдает благоразумные ограничения

O 108

Систематизирует собственную работу

S 109

Внушает доверие

S 110

Способствует социальному прогрессу

O 111

Занимается профессиональным усовершенствованием

SD 112

Приобретает ценности для других

O 113

Направляет или руководит делами других

O 114

Выполняет экспертную или профессиональную работу

S 115

Разделяет общую ответственность

L 116

Создает для себя благоприятные обстоятельства

S 117

Продвигает вперед общественное благосостояние

Оценка результатов может быть следующей.

1. Простое соотнесение возраста, которого уже достиг ребенок по паспорту и возраста, полученного по Шкале.

Здесь важно отметить наличие отставания и проконсультироваться с психологом (при необходимости с врачом) о причинах такого отставания.

2. Обратить внимание на те показатели, которые непосредственно помешали ребенку получить более высокую оценку (показатели, на которых как раз и получилось два «нет»).

В повседневной жизни усилить внимание к этим умениями адаптации ребенка. При необходимости обсудить способы решения этого этот вопроса с психологом или дефектологом, разработать программу индивидуального тренинга.

3. Проанализировав сложившиеся умения (распределив их по «группам» - как отмечено в начале параграфа, то есть разделив их на направления развития: «общее самообслуживание», «самообслуживание в питании», «самообслуживание в одевании», «самостоятельность», «занятость», «коммуникация», «локомоции», «собственно социализация»), обратить внимание на те «группы», которые: а) в значительной степени освоены; б) успешно осваиваются; в) с трудом осваиваются; г) основная нагрузка на освоение групп падает на ближайшее время;

Сопоставив эти результаты можно разработать программу повышения социальной компетентности ребенка, в рамках его повседневной жизни.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015