Урываев Владимир Анатольевич
кандидат психологических наук
Самодиагностика уровня и профиля социальной компетентности ребенка
Пытаясь измерить социальную компетенцию, особое внимание следует обратить на изучение организма как целого в процессе его развития. Исследования, касающиеся отдельных аспектов жизни и поведения человека, таких как физическое развитие, физиологическое функционирование, интеллектуальные способности, адаптивные реакции, обучение и т. д., настоятельно требуют интеграции для оценки зрелости в целом. Социальная приспособленность ребенка с учетом возраста и культуры выражается физическими, психологическими, интеллектуальными, поведенческими, эмоциональными проявлениями, а также в привычках, волевых актах, аспектах занятости, личностном развитии, приспособлении к явлениям окружающего мира и т. д.
Шкала (международная аббревиатура – VSMC – Vineland Social Maturity Scale – 00, С. 82-91) предназначена не только для измерения общей социальной компетенции в рамках ее определения; в ней предусмотрена детализация с анализом компетенции по ее составляющим, что позволяет создать ПРОФИЛЬ.
Процедура оценки сравнительно несложна. Участие исследуемого лица не только не обязательно, но может быть даже исключено, если оценка проводится с помощью экспертов (родители, родственники, друзья, воспитатели и т. д.). Этим она очень удобна для исследования детей начиная с самого раннего возраста.
Перед тем как перейти к описанию процедуры исследования и измерения, необходимо сделать следующие уточнения и допущения:
1. Социальная компетенция – для данной шкалы - может быть определена как функциональная способность человеческого организма к обеспечению личной независимости и социальной ответственности.
2. Эта компетенция может быть измерена в возрастной динамике на основании генетически обусловленного созревания человека, что диагностируется соответствующими возрасту психосоциальными тестами-параграфами.
3. Индивидуальный статус в сфере социальной компетенции может быть представлен в числовом и описательном выражениях и охарактеризован по отношению к установленным в данном месте и в данное время нормам психосоциальной зрелости.
4. Измерение может проводиться путем личного опроса и путем опроса экспертов на текущий момент, а также ретроспективно для выявления возрастной динамики.
5. Шкала может быть использована в научных исследованиях, а также в психосоциологической и медицинской практике.
6. Зрелость может характеризоваться в трех основных направлениях развития:
* от социальной зависимости к независимости;
* от социальной безответственности к ответственности;
* от социальной некомпетентности к компетентности.
7. Каждый пункт шкалы дан с обозначением возраста и категории, которые являются субшкалами (указаны в таблице оценивания, слева):
1. SHG (self-help general) - общее самообслуживание.
2. SНЕ (self-help eating) - самообслуживание в питании.
3. SНD (self-help dressing) - самообслуживание в одевании.
4. SD (self-direction) - самостоятельность.
5. O (occupation) - занятость.
6. C (communication) - коммуникация.
7. L (locomotion) - локомоция (осмысленное, целенаправленное перемещение).
8. S (socialization) - социализация.
Для получения ориентировочного результата, необходимо крестиком отмечать наличие тех или иных умений в поведении ребенка (ориентируясь на возраста, указанные в шкале). После того как появляются два минуса подряд оценку нужно прекратить и провести анализ полученных результатов.
Шкала социальной компетенции
0-1 год
|
C 1
|
Кричит, смеется
|
SHG 2
|
Удерживает голову в равновесии
|
SHG 3
|
Хватает предметы, находящиеся в пределах досягаемости
|
S 4
|
Тянется к незнакомым людям
|
SHG 5
|
Переворачивается
|
SHG 6
|
Тянется к близлежащим предметам
|
O 7
|
Оставленный без присмотра сам себе находит занятие
|
SHG 8
|
Стоит без поддержки
|
SHG 9
|
Подтягиваясь занимает вертикальное положение
|
C 10
|
«Лепечет», имитируя звуки
|
SHE 11
|
Пьет из чашки или стакана, если кто-нибудь помогает
|
L 12
|
Передвигается по полу с места на место
|
SHG 13
|
Хватает что-либо двумя пальцами (первым пальцем и каким-нибудь другим)
|
S 14
|
Требует персонального внимания
|
SHG 15
|
Стоит один (без поддержки)
|
SHE 16
|
Не обливается (когда ест)
|
C 17
|
Выполняет простые команды (указания, просьбы, задания)
|
1-2 года
|
L 18
|
Оставленный без присмотра ходит по комнате
|
O 19
|
Оставляет «следы» карандашом или мелом
|
SHE 20
|
Жует пищу
|
SHD 21
|
Стягивает с себя носки
|
O 22
|
«Преобразует» предметы
|
SHG 23
|
Преодолевает простые преграды (препятствия)
|
O 24
|
Находит или приносит знакомые предметы
|
SHE 25
|
Без помощи пьет из чашки или стакана
|
SHG 26
|
Больше не нуждается в детской коляске
|
S 27
|
Играет с другими детьми
|
SHE 28
|
Ест ложкой
|
L 29
|
Гуляет по квартире или двору
|
SHE 30
|
Отличает съедобное от несъедобного
|
C 31
|
Использует названия знакомых предметов
|
L 32
|
Идет вверх по лестнице
|
SHE 33
|
Разворачивает конфету
|
C 34
|
Говорит короткими предложениями
|
2-3 года
|
SHG 35
|
Просится в туалет
|
O 36
|
Развивает свою собственную игровую активность
|
SHD 37
|
Снимает с себя пальто или платье
|
SHE 38
|
Ест вилкой
|
SHE 39
|
Обеспечивает себя питьем без посторонней помощи
|
SHD 40
|
Вытирает руки (после мытья)
|
SHG 41
|
Избегает простых опасностей
|
SHD 42
|
Без посторонней помощи надевает пальто или платье
|
O 43
|
Режет ножницами
|
C 44
|
Рассказывает что-то о событиях
|
3-4 года
|
L 45
|
Спускается вниз по лестнице, один шаг – одна ступенька
|
S 46
|
Играет в общие игры в детском саду
|
SHD 47
|
Застегивает на пуговицы пальто или платье
|
O 48
|
Помогает в мелкой работе по дому
|
S 49
|
Играет представления для других
|
SHD 50
|
Без посторонней помощи моет руки
|
4-5 лет
|
SHG 51
|
Ухаживает за собой в туалете
|
SHD 52
|
Без посторонней помощи моет лицо
|
L 53
|
Гуляет без присмотра поблизости
|
SHD 54
|
Одевается самостоятельно, исключая завязывание
|
O 55
|
Использует карандаш или мел для рисования
|
S 56
|
Играет в соревновательные игры
|
5-6 лет
|
O 57
|
Использует коньки, сани и т.п.
|
C 58
|
Пишет простые слова печатными буквами
|
S 59
|
Играет в простые настольные игры
|
SD 60
|
Доверяют деньги
|
L 61
|
Ходит в школу без присмотра
|
6-7 лет
|
SHE 62
|
Использует столовый нож для намазывания
|
C 63
|
Использует карандаш для письма
|
SHD 64
|
Моется (в бане) с посторонней помощью
|
SHD 65
|
Без посторонней помощи ложится спать
|
7-8 лет
|
SHG 66
|
Определяет время с точностью до 15 минут
|
SHE 67
|
Использует столовый нож для резания
|
S 68
|
Отрицает существование Деда Мороза, прочих подобных фантастических персонажей
|
S 69
|
Участвует в играх детей до-подросткового возраста
|
SHD 70
|
Причесывается с помощью расчески или щетки
|
8-9 лет
|
O 71
|
Использует рабочий инструмент для разных целей
|
O 72
|
Выполняет обычную домашнюю работу
|
C 73
|
Читает по своей собственной инициативе
|
SHD 74
|
Моется (в бане) без посторонней помощи
|
9-10 лет
|
SHE 75
|
Ухаживает за собой за столом
|
SD 76
|
Делает мелкие покупки
|
L 77
|
Свободно гуляет вблизи дома
|
10-11 лет
|
C 78
|
Иногда пишет короткие письма
|
C 79
|
Звонит по телефону
|
O 80
|
Выполняет мелкие работы, имеющие экономическую значимость
|
C 81
|
Реагирует на источники информации (радио, газеты, реклама и т.п.)
|
11-12 лет
|
O 82
|
Выполняет мелкие творческие работы
|
SD 83
|
Остается (дома) на собственном попечении или для присмотра за другими
|
C 84
|
Получает удовольствие от книг, газет журналов
|
12-15 лет
|
C 85
|
Играет в трудные игры
|
SHD 86
|
Осваивает полный уход за собой
|
SD 87
|
Самостоятельно покупает принадлежности одежды
|
S 88
|
Включается в деятельность подростковых групп
|
O 89
|
Выполняет рутинную домашнюю работу
|
15-18 лет
|
C 90
|
Поддерживает контакты путем почтовой переписки
|
C 91
|
Следит за последними новостями
|
L 92
|
Ходит в близлежащие места времяпрепровождения один
|
SD 93
|
В дневное время выходит из дому один
|
SD 94
|
Имеет собственные карманные деньги
|
SD 95
|
Покупает себе одежду (всю)
|
18-20 лет
|
L 96
|
Уходит один в отдаленные места
|
SD 97
|
Следит за своим здоровьем
|
O 98
|
Имеет работу или постоянное место учебы
|
SD 99
|
Уходит на ночь без ограничений
|
SD 100
|
Контролирует собственные большие траты (расходы)
|
SD 101
|
Берет на себя персональную ответственность
|
20-25 лет
|
SD 102
|
Использует деньги предусмотрительно
|
S 103
|
Принимает на себя ответственность за коллектив
|
S 104
|
Делает вклад в социальное благосостояние
|
SD 105
|
Обеспечивает себе будущее
|
25 лет и старше
|
O 106
|
Выполняет квалифицированную работу
|
O 107
|
Соблюдает благоразумные ограничения
|
O 108
|
Систематизирует собственную работу
|
S 109
|
Внушает доверие
|
S 110
|
Способствует социальному прогрессу
|
O 111
|
Занимается профессиональным усовершенствованием
|
SD 112
|
Приобретает ценности для других
|
O 113
|
Направляет или руководит делами других
|
O 114
|
Выполняет экспертную или профессиональную работу
|
S 115
|
Разделяет общую ответственность
|
L 116
|
Создает для себя благоприятные обстоятельства
|
S 117
|
Продвигает вперед общественное благосостояние
|
Оценка результатов может быть следующей.
1. Простое соотнесение возраста, которого уже достиг ребенок по паспорту и возраста, полученного по Шкале.
Здесь важно отметить наличие отставания и проконсультироваться с психологом (при необходимости с врачом) о причинах такого отставания.
2. Обратить внимание на те показатели, которые непосредственно помешали ребенку получить более высокую оценку (показатели, на которых как раз и получилось два «нет»).
В повседневной жизни усилить внимание к этим умениями адаптации ребенка. При необходимости обсудить способы решения этого этот вопроса с психологом или дефектологом, разработать программу индивидуального тренинга.
3. Проанализировав сложившиеся умения (распределив их по «группам» - как отмечено в начале параграфа, то есть разделив их на направления развития: «общее самообслуживание», «самообслуживание в питании», «самообслуживание в одевании», «самостоятельность», «занятость», «коммуникация», «локомоции», «собственно социализация»), обратить внимание на те «группы», которые: а) в значительной степени освоены; б) успешно осваиваются; в) с трудом осваиваются; г) основная нагрузка на освоение групп падает на ближайшее время;
Сопоставив эти результаты можно разработать программу повышения социальной компетентности ребенка, в рамках его повседневной жизни.