16 августа 2017 г.
Подросток в ceмьe Минимизировать

Крупенникова Ирина Валентиновна

педагог-психолог, кандидат психологических наук

Подросток в семье или из семьи?

Введение или почему у родителей возникают проблемы с подростком

Родители подростков часто жалуются на то, что дети их не понимают, не слушаются, постоянно стремятся уйти из дома, не интересуются семейными делами. И возникает вопрос: это нормальное поведение или надо обратиться за помощью к специалистам – психологу или даже к психотерапевту или психиатру. Подростки стремятся приобретать новый опыт, они очень активны, поведение изменчиво. Поисковая активность позволяет расширять границы индивидуального опыта и, следовательно, возникающее отклоняющееся поведение становится есте­ственным и необходимым. Не случайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нор­мальным и патологическим поведением.       

Хочется помочь родителям разобраться, что значит подростковый кризис, что можно ожидать от подростков, а когда стоит волноваться и предпринимать меры.  Назовем «проблемой» такое поведение ребенка, с которым родители не справляются. Проблема - это осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Получается, что проблема возникает, когда невозможно объяснить новые факты в рамках имеющих представлений. В этом случае возможно несколько вариантов.

Во-первых, проблема может быть разрешена позже. Проблема может исчезнуть сама по себе, когда она связана с каким-то кризисным этапом развития, например, подростковый кризис в 13 лет. В этом случае достаточно понимать особенности данного возрастного периода, спокойно относиться к изменениям в поведении и уметь адекватно реагировать, тогда с течением времени ребенок вырастет, и проблема перестанет быть актуальной.

Во-вторых, проблема может оказаться принципиально разрешимой. Понятно, что легко общаться с ребенком, если его психологическое развитие происходит нормально, если нет в его жизни болезней, несчастий и ситуаций, которые наносят психологические травмы. Но, к сожалению, практика показывает, что таких детей немного, а родителям приходится сталкиваться с тем, что реакции их детей не предсказуемы, не всегда понятны в силу каких-либо неблагополучных факторов. Тогда понимание того, что происходит с ребенком, какая реакция является нормальной в связи с сложившийся ситуацией, а какая – нет, позволяет родителям адекватно реагировать на поведении ребенка или обращаться за помощью к специалистам.  

В-третьих, существуют неразрешимые проблемы. Здесь речь идет об отклонениях в интеллектуальном или эмоциональном развитии, и как следствие этого часто возникают нарушения в поведении. Родители лучше ориентироваться в данных проблемах и понимать, что разрешить их невозможно без участия других  специалистов, например, психиатров. Часто в этом случае коррекция поведения невозможна без медикаментозного лечения.  

В-четвертых, некоторые проблемы имеют право на существование. Жизненный опыт каждого человека, в том числе и маленького, включает в себя преодоление каких-либо препятствий и это нормально. Тогда родителям важно ориентироваться, когда ребенок уже самостоятельно не может справиться с ситуацией, и ему нужна помощь

В-пятых, некоторые проблемы решать не надо, так как они связаны с жизненным выбором  ребенка, когда проблема существует только у взрослых, а не у детей. Например, при криминальной направленности подростка любые педагогические воздействия будут не эффективны.

В-шестых, проблемы у подростка могут быть связаны с тем, что происходит в семье.  Когда  один из  членов семьи (подросток) испытывает трудности, проявляющиеся в поведении, эмоциях. В этом случае имеющаяся проблема, так  или  иначе затрагивает всех членов семьи. Симптомы у подростка могут представлять  собой  сообщения  о том, что  ребенок искажает  свое  собственное  развитие,  пытаясь принять на  себя  и облегчить трудности своих родителей. Получается, что проявления симптоматики у ребенка связано и с тем, что происходит в его семье.  И в этом случае, очень важно не только корректировать имеющиеся нарушения у ребенка, но и устранять дисфункции во взаимоотношениях на уровне семейной системы в целом, т.е необходима семейная психотерапия.

Получается, что в случае, когда родители могут разрешить проблемы, они должны получать дополнительную информацию о психических особенностях детей подросткового возраста. Также необходимо ориентироваться с какими видами трудностей в интеллектуальной, эмоциональной или поведенческой сферах они имеют дело, понимать причины происходящего с ребенком.

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – этап развития, в который человек проходит огромный путь становления психики.  Переход к этому периоду происходит обычно у девочек в 11-12 лет и у мальчиков в 12-13 лет. Как правило, окружающие  (родители, учителя, другие взрослые) не могут быстро изменить свое отношение к подростку, поэтому дети в этот возрастной период сталкиваются с тем, что их потребности не удовлетворяются. На самом деле подростки хотят быть взрослыми, но не знают как, т.е. их возможности отстают от потребностей. Вот и возникает кризис, который, прежде всего, связан со стремлением к освобождению от детской зависимости. Этому способствует тот факт, что подростки начинают лучше понимать себя и окружающих, формируется осознания себя, как индивидуальности, возникает рефлексия. Возрастают претензии на самостоятельность, на признание со стороны взрослых личностных проявлений, потребностей и желаний подростка. В большинстве семей эти запросы игнорируются, что, в свою очередь, вызывает протест подростка. Острота кризиса усугубляется тем, что в обществе  с высоким уровнем промышленного развития многие требования к детям и взрослым не совпадают,  являются противоположными. В наше время молодой человек становится самостоятельным в лучшем случае годам к 22-25, а подростковый возраст начинается значительно раньше. В результате  подросток страдает от кажущегося ему несправедливым общественного устройства,  адресуя свое недовольство исключительно взрослому миру, а именно семейному окружению, учителям.

Одни авторы (например, Л.И.Божович) весь подростковый возраст определяют как кризисный. В теории Л.С.Выготского  подростковые кризисы, как и прочие кризисные периоды, непродолжительны. Чаще выделяют два кризиса – 13 и 17 лет.  Однако наиболее ярко выражен кризис 13 лет.

Поведенческие проявления кризиса.  Они определяются центральным новообразованием подростничества – «чувством взрослости» - отношением подростка к себе как к   взрослому. Большинство этих проявлений направлено на то, чтобы доказать себе и окружающим свое повзросление, право на независимость, отвержение всего, что, по мнению подростка, связывает его с детством. Самое простое - это заимствовать некоторые атрибуты взрослости: одежду, косметику, курение, употребление спиртного. Поэтому ребята стремятся отказаться от «детской» одежды и аксессуаров, сменив их на более, по их мнению, соответствующие новому «взрослому» статусу. Если это нельзя сделать, например, по материальным причинам, данное обстоятельство может стать причиной серьезных переживаний, а иногда и сыграть определенную роль в формировании асоциального поведения.

 Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость[1].
          Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

·                    в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

·                    в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

·                    в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

·                    во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

·                    проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

·                    желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

·                    наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой. Они многообразны:

1. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими жизненными ценностями.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые считались мужскими.

3. Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в различных видах деятельности, когда подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, где фактически подросток оказывается в положении взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что подростков необходимо включать на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование

А.В.Гоголева пишет, что существует ряд поведенческих стереотипов, «любимых реакций», наиболее характерных для подросткового возраста[2]:

1. Реакция протеста(оппозиции) – активный протест в виде грубости, агрессивности, жестокости или пассивный в виде отказа от еды, прогулов занятий, побегов из дома. Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.

Реакции протеста бывают пассивными и активными.

Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.

Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.

Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.

Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу "двигательной бури". В гневе он проявляет агрессию, ломает предметы, разражается бурной злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения у подростка возникают и вегетативные реакции – лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащен, подросток часто и глубоко дышит.

2. Реакция имитации – подражание определенному лицу, образцу, которым может стать и антисоциальный герой. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют "во взрослые игры", отражающие ситуации, участниками или свидетелями которых они были.

 Когда они в качестве кумира избирают "положительного" героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания является "отрицательный" герой – вот тогда родителям следует заранее быть готовым ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать "отрицательного" героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.

И самые большие неприятности ждут родителей, когда подросток избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, подростки с упоением слушают о "подвигах" асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают. чтобы заинтересовать и привлечь подростков.

3. Реакция эмансипации – стремление освободиться от навязчивой опеки старших. Крайнее проявление – отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать "по-своему", демонстрирует, что он уже "самостоятельный".

Крайние формы она приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, потому что была сильной зависимость от них, то в подростковом возрасте возможны крайние формы – побеги из дома и бродяжничество.  Но у некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных родителей, особенно в неполных семьях, когда мать подавляет сына и ли дочь, эта зависимость остается на всю жизнь.

4. Реакция группирования – объединение в группы сверстников. Здесь нет взрослого отрицательного лидера. Лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений. Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь.

5. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых увлечениях: музыка, мода, общение, спорт, увлечения, связанные с физическим самоутверждением (например, управление машиной).      Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями. Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми видами спорта для защиты и нападения – самбо, карате, дзюдо и другие. Причем опасно в этом случае не само по себе занятие такими видами спорта, а те цели, ради которых подростки овладевают приемами самозащиты и нападения.

6. Реакции компенсации и гиперкомпенсации.

Это возникновение личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Или они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство собственной неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.

При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков.

Иногда реакция гиперкомпенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом неполноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подросткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Е.В. Мурашова выделяет следующие приметы наступления подросткового кризиса:[3]

1. Заметно изменяется поведение ребенка: «тихоня» может стать шалуном, и наоборот, активность сменится пассивностью и задумчивостью.

2. Настроение изменяется и становится неустойчивым. Надрывный плач неожиданно сменяется веселым разговором по телефону. Конфликты начинают возникать по пустякам, ребенок по непонятным причинам может начать грубить.

3. Изменяется физический облик ребенка. Девочки «округляются» или вытягиваются, меняются пропорции туловища и конечностей, у мальчиков ломается голос, волосы становятся более жирными, начинается оволосение лица и тела.  

4. При общении с родителями появляются новые темы. Самые распространенные замечания у ребенка следующие: «»Я могу сам решать…», «Вы меня никогда не понимали…», «Ваше поколение безнадежно отстало и вам не понятно, что…», «Я сам буду решать свои проблемы…»

Характеристика подросткового периода

В подростковом возрасте должны произойти психологические изменения, которые затрагивают разные стороны психики.

Эмоции становятся неустойчивыми. Подростки склонны к более серьезному восприятию некоторых вещей и колеба­ния настроения среди них довольно распространенное яв­ление. Приблизительно половина четырнадцатилетних под­ростков признались, что чув­ствуют себя временами настолько несчастными, что плачут или мечтают удалиться подальше от всех. При­близительно четверти из них временами кажется, что люди смотрят, говорят или смеются над ними. Чувства собствен­ной ничтожности и никчемности среди них были менее рас­пространены, но даже в этом случае приблизительно пятая часть подростков сообщила, что им кажется, будто происхо­дящее с ними менее значительно, чем то, что случается с другими людьми, или что это не имеет ровно никакого зна­чения. Приблизительно каждый двенадцатый подросток при­знался, что временами помышляет о самоубийстве, однако лишь изредка подобные идеи оказывались устойчивыми. В исследованиях американского ученого Мастерсона также показано, что тревога и депрессия — распространен­ные явления среди обычных подростков[4]. Это проявляется в частых и резких сменах настроения, в неожиданных для окружающих вспышках  восторженности или, наоборот, агрессии. Так же неожиданно может возникнуть тоска и уныние.

Колеблется самооценка: подростку свойственны переходы от полной удовлетворенности собой, граничащей с зазнайством, к ощущению своей никчемности, малоценности. Меняются отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Мнение сверстников становится значительно более важным, чем  оценки  родителей и учителей.

Изменения в психике совпадают по времени с переменами во внешнем облике. Причиной этого является начало полового созревания, которое  переживается подростками довольно остро. Подростки ждут наступления физиологических изменений и в то же время пугаются их. Складывается новый «образ тела», что иногда бывает, связано с появлением чувства, похожего на ненависть к своей внешности. Многие  считают себя некрасивыми и неуклюжими.  

Основная проблема личностного развития в подростковом возрасте - самоопределение. Это означает, что человеку необходимо ответить себе на вопрос «Кто я?» и осознать себя человеком определенного пола, определенных убеждений, определенного положения среди людей и т.д. Должны также быть частично сформированы и  планы на будущее.

Подростки становятся особенно чувствительными к тому, как они выглядят в глазах других, и к тому, как это соотносится с их собственными представлениями о себе. И хотя они все еще во многом полагаются на мнения и идеалы других людей, это время для многих является периодом по­исков и сомнений, потому что подростки с жаром стремятся отстоять собственную позицию в отношении к трудностям, с которыми им приходится сталкиваться. На протяжении сред­него и позднего этапов переходного возраста детям более всего свойственно стремление к утверждению собственной неза­висимости в том виде, в котором они сами ее представляют. Родители нередко обнаруживают, что дать возможность детям учится на собственных ошибках – непростая задача. Иссле­дования позволяют предположить, что взаимо­отношения между родителями и детьми, построенные на любви и понимании, а также адекватная модель полового поведения, демонстрируемая ребенку родителем одного с ним пола, оказывают положительное влияние на процесс разви­тия самосознания личности[5].

Возможно, ни в какой другой период жизни обычного человека не волнуют проблемы нравственных ценностей и норм так, как это происходит в подростковом периоде. Как правило, это время ярко выраженного идеализма, который, кроме прочего, вполне может состоять из отказа от многих общепринятых норм и правил поведения. В некоторых слу­чаях идеализм может включать в себя элемент протеста про­тив домашней обстановки, но чаще всего социальная активность юношества является расширением и разви­тием идеалистических представлений их родителей. Изуче­ние американских хиппи и активистов студенчества показало, что они, как правило, происходят из приви­легированных семей высокого профессионального уровня, в которых родители сочетают снисходительные, либераль­ные или социалистические взгляды с глубокой обеспокоен­ностью тяжелой долей других людей. Одним сло­вом, создается впечатление, что активисты-студенты часто проводят в жизнь идеи своих родителей, озабоченных соци­альными проблемами, хотя нередко они для этого прибега­ют к таким средствам, которые не вызывали бы одобрения со стороны их родителей. Помимо «активистов студенчества» есть еще группа социально отчужденной молодежи, отвер­гающей устанавливаемые обществом ценности. Необходимо признать, что лишь незначительная часть детей выражает протест против об­щественного устройства. Подобно своим родителям, многие из ребят скорее являются конформистами, т.е. подчиняются правилам поведения «большинства». Главным отличием новых принципов от тех стандартов, которые подростки принимали в раннем дет­стве, является то, что эти нормы теперь в значительной мере устанавливаются сверстниками, а не родителями[6].

Разрешение вопроса «Кто Я?» осуществляется во многом за счет экспериментирования подростка с различными социальными  ролями. В ходе этих экспериментов человек должен, например, научиться, в одних ситуациях, подчиняться окружающим, в других - брать на себя лидерство. Важны также различные увлечения, благодаря которым  он становится спортсменом, коллекционером, конструктором, мастером вышивки или вязания. Проигрывая эти роли, подросток решает не только основную проблему данного возраста, но и закладывает основу успешного преодоления различных невзгод в период взрослости. Не пройдя этот период экспериментирования, человек может оказаться беспомощным перед проблемами, возникающими во взрослом периоде, когда, например, резко меняются жизненные обстоятельства[7].

У большинства современных подростков формирование самосознания затруднено. Подросток, «примеряя» на себя разные роли, может выглядеть неестественными, а часто и недопустимо. Родителям бывает трудно определить, является такое поведение единичной «пробой» или началом серьезного отклонения.

Однако существуют признаки явно неблагополучного прохождения этапа самоопределения[8]:

·                    Страх подростка перед межличностным общением, особенно с лицами противоположного пола.

·                    Отказ от учебы и работы.

·                    Устойчивая путаница в полоролевом поведении. Например, мальчик-подросток упорно носит женскую одежду.

·                    Отсутствие каких-либо моральных принципов.

·                    Чрезмерное увлечение самопознанием, философией, религией в ущерб контактам с внешним миром.

·                    Смутное, но устойчивое состояние тревоги.

·                    Чувство изоляции и опустошенности.

·                    Постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что может изменить жизнь.

Принципиальным вопросом для подростков является также их самостоятельность и независимость, точнее, та мера самостоятельности, на которую согласны родители и другие окружающие подростка взрослые. Уже в начале подросткового периода человек решительно протестует против сложившейся в детстве системы контроля родителей. Его не устраивает, если родители устанавливают время, в которое он должен прийти домой или регламентируют какие-то его увлечения. Такой же протест вызывают ситуации, когда дома принимается важное для семьи решение, и при этом мнение подростка не выясняется или не учитывается.

Дружба важна для подрост­ков. Это период жизни, когда развиваются необыкно­венно близкие дружеские отношения, и молодые люди де­лятся своими глубочайшими переживаниями так, как это меньше всего принято на всех остальных этапах жизненного цикла. Дружба, возникшая в подростковом возрасте, осо­бенно в его последней фазе, может быть особенно длитель­ной, хотя многое, конечно, зависит от того, насколько по­меняются интересы, когда юность вступит в фазу взрослос­ти. Некоторая степень половой дифференциации в моделях дружественных отношений проявляется в том, что отноше­ния между девочками, как правило, бывают более глубоки­ми, более зависимыми и в большей мере склонными к рев­ности, чем это бывает у мальчиков.

В подростковом возрасте среди детей начинают вы­деляться группы и группировки. Сначала бывает принято объединяться в обособленные разнополые группировки, но затем у них появляется стремление к объединению в более крупные «компании» или «тусовки», члены которых зани­маются чем-то сообща. Иногда формой такого объединения может стать «уличная команда», имеющая собственного лидера, но обычно их структура является более изменчивой и менее сформированной. Младшие подростки чаще всего делятся на компании по принципу — девочки с девочками, мальчики с мальчиками, но в течение подросткового пери­ода все большее распространение получают смешанные груп­пы. Позже происходит процесс распространения разделе­ния групп на пары, так что состав компании формируется только из тесно связанных между собой пар.

Отношения с родителями. Принято считать, что все подростки находятся в состоянии конфронтации с родителями. Но это не так. Ряд исследований показывает[9], что, по край­ней мере, до шестнадцатилетнего возраста большинство де­тей продолжает доверять своим родителям и уважать их. В подростковом возрасте происходит разграничение «сфер влияния» родителей и сверстников. Обычно от родителей подростки воспринимают систему моральных принципов и норм поведения, а также обращаются к ним за советом по фундаментальным вопросам своей жизни (например, по поводу перехода в другую школу или выбора «особенного» в каком-либо отношении класса). Со сверстниками же подростки чаще всего советуются по частным, конкретным, «сиюминутным» вопросам, например таким, как мода в прическах и одежде, молодежные формы общения. Чем более серьезной и трудной для подростка оказывается проблема выбора в какой-то неординарной ситуации, тем больше вероятность, что он сам или кто-то из его друзей (желая помочь ему) обратиться за советом к родителям. Установлено, что родители оказывают большое влияние на выбор молодыми людьми профессии.

Исследование четырнадцатилетних подростков показало, что только незначительное мень­шинство из них стремятся обособиться от своих семей и лишь немногие родители сообщили об имеющихся у них пробле­мах в «нахождении общего языка» с детьми, которые про­должают спорить по разным поводам с родителями. Таким образом, можно сделать заключение, что отчуждение от родителей не являет­ся типичной чертой подростков. Многие подростки продолжают оставаться под влиянием своих родителей.  

Если это так, и обнаруженные в исследовании факты хорошо обоснованы, почему же так распространено мне­ние о свойственных подросткам отчуждении и неповинове­нии? Существует несколько объяснений.

1. Прежде всего от­чужденность от семьи значительно чаще встречается среди подростков с психическими расстройствами. Когда между ребенком и родителями имеет место отчужде­ние, это, как правило, начинается еще в раннем детстве, задолго до подросткового возраста.

2. Подросток все чаще часы досуга проводит у друзей, в секциях, т.е. уходит из привычного семейного окружения. В этом случае разногласия возникают по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому и других аналогичных вопросов. Некоторые из этих разногласий могут слишком накалять обстановку, и многие подростки хотели бы, чтобы родители были менее требовательными, и счита­ют их «отставшими от жизни». Эти ссоры сильно заботят взрослых и, конечно же, могут порождать разногласия и напряженную обстановку. И все-таки исследования показы­вают, что, по-видимому, несмотря на достаточно серьез­ные споры по некоторым вопросам дисциплины, большин­ство подростков разделяют со своими родителями основ­ные ценности и с уважением относятся к необходимости ограничения и контроля.

3. Многие подрост­ки могут сопротивляться родительским порядкам и отстаи­вать право на принятие собственных решений. Большинство исследований позднего подросткового периода затрагивает молодых людей, все еще продолжающих учиться в школах или колледжах, и составляющих в Англии наименьшую груп­пу. Вполне вероятно, что разногласия между ребенком и родителями достигают наибольшей интенсивности и боль­шего значения, когда молодые люди уже в возрасте дости­жения созревания все еще находятся в зависимом положе­нии и в то время, когда большинство их сверстников в тече­нии какого-то времени уже зарабатывают себе на жизнь.

4. Среди наи­менее одаренных в интеллектуальном плане подростков значительно возрастает отстраненность от школы, и после­дний год обучения нередко бывает самым трудным из всех как для учителя, так и для учеников. Часто подросток ощу­щает, что формальное обучение в школе больше не соот­ветствует тому, чем он хочет заниматься, и он озабочен окончанием школы и получением работы, как потому, что это принесет деньги, так и потому, что это означает для него независимость. Прогулы особенно учащаются в после­дний год обучения, и учителя сталкиваются с тем, что им приходится учить подростков, которые больше не видят смысла в школьном обучении.

В подростковом возрасте впервые появляется возможность дружить с родителями[10]. Дружба как новая форма взаимоотношений оказывается полезной и для той, и для другой стороны, взаимно развивая и обогащая и детей, и их родителей. Новым, по сравнению с детством, феноменом является и потребность подростков гордиться своими родителями. Поводом для гордости могут быть социальные достижения, материальный достаток, внешняя привлекательность родителей. Если подобных оснований не находится, подросток, как правило, это тяжело переживает, а в некоторых случаях компенсирует отсутствие реальных достижений родителей вымышленными, о которых любит рассказывать сверстникам.

Другой особенностью подросткового периода является повышенная критичность ребят по отношению к родителям и учителям. Возникает явление, которое получило название «охота за промахами». Подростки ищут и фиксируют те особенности внешности и поведения учителей, которых раньше не замечали. Обсуждается их походка, манера речи, стиль одежды. По тем же критериям оцениваются и родители с той разницей, что их особенности подростки обсуждают реже и только с близкими друзьями, зато не упускают случая заявить о своем мнении дома: «Так сейчас никто не одевается!».

При этом взрослым, общающимся с подростками, желательно учитывать, что стремление ребят поменьше бывать дома, критично и придирчиво относиться к старшим, не исключает потребности быть с ними равноправными, принятыми и понятыми. Общие рекомендации для оптимизации взаимоотношений родителей с подростком в приложении 1.

Таким образом, несмотря на воз­растающие расхождения в интересах и занятиях большинство подростков продолжает сохранять дос­таточно хорошие отношения с родителями.

Подводя итог, можно выделить основные результаты преодоления кризисных явлений подросткового возраста.  

1.         Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в его организме, а также научиться заботиться о своем здоровье и эффективно владеть телом в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, работа и повседневные дела.

2.         Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба  между сверстниками одного пола должны смениться гетеросексуальной дружбой. Однополая дружба не исчезает, но становится более дифференцированной и ответственной: формируется круг близких друзей и более широкий круг людей, с которыми человек связан приятельскими отношениями. Наступление юношеского периода связано также с овладением искусством общения и правилами поведения в группе.

3.         Принятие мужской или женской сексуальной роли. В рамках решения этой задачи подросток ищет и находит ответы на следующие вопросы: Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как - женщина? Как они должны себя вести? и т.д.

4.         Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться  лучше понимать самих себя и старших и разобраться в причинах конфликта.

5.         Формирование системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни. Эта задача включает в себя принятие осмысленной системы моральных норм и идеалов и стремление следовать им в личной и общественной жизни.

 

Подросток, как член семьи

Бывают ситуации, когда родители понимают особенности подросткового возраста, но при этом не могут выполнить предложенные рекомендации, например, знают, что ребенку надо давать больше самостоятельность, но в силу не понятных обстоятельств это не возможно выполнить, как будто «что-то» мешает. В этом случае важно помнить, что семья – это целая система, которая формировалась достаточно долгое время.          

В ряде исследований было показано, что семья ведет  себя так, будто она представляет собой единое целое[11]:. В 1954 г. Джексон ввел термин "семейный гомеостаз". Согласно  концепции  семейного гомеостаза,  семья  действует  таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие. Члены  семьи  способствуют  сохранению этого  равновесия не  только явными способами, но и скрытыми. Поэтому проблемы у ребенка могут служить  сигналом "sos" о трудностях его родителей  и  о нарушении семейного равновесия, происходящем в результате.

Одновременно с законом гомеостатза действует закон развития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Пoнятиe жизнeннoгo циклa былo ввeдeнo шкoлoй Palo AIto. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми. Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя. Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт ceмeйнyю cитyaцию. Кaк былo пoкaзaнo Эриком Эриксонoм кaждoмy вoзpacтнoмy пepиoдy в жизни чeлoвeкa cooтвeтcтвyют oпpeдeлeнныe пcиxoлoгичecкиe пoтpeбнocти, кoтopыe чeлoвeк cтpeмитcя peaлизoвaть. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и, cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или cмepть cтapoгo чeлoвeкa – cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy ceмьи и ее кaчecтвo.

Когда ребенок становится подростком, то в семье принятые правила входят в противоречие с возникающими потребностями ребенка. С точки зрения родителей подросток должен быть в семье, помогать членам семьи, выполнять домашние поручения, строить планы на будущее, при этом родители  самые лучшие друзья и помощники в трудностях. С точки зрения ребенка – надо становится взрослым, общаться с друзьями, не жаловаться родителям. Если мать или отец приходят на консультацию, часто скрытым запросом является то, что родители не хотят взросления ребенка,  боятся его ухода из семьи, желают по-прежнему контролировать ребенка во всем.

В этом случае семья находится на седьмой стадии жизненного цикла, которая cвязaнa co вpeмeнeм пoлoвoгo coзpeвaния y дeтeй (полный жизненный цикл семьи - см. приложение 2). Когда один из детей становится подростком, то вeдyщaя пoтpeбнocть peбeнкa в этo вpeмя - пocтpoить cвoю идeнтичнocть, oтвeтить нa вoпpoc: ктo я и кyдa идy. Для этoгo пoдpocтoк oпpeдeляeт cвoeoбpaзныe гpaницы: кeм я тoчнo нe xoчy быть и кaкoй жизни я coвceм нe xoчy, a тaкжe, кaкoвы мoи идeaлы, кyдa я cтpeмлюcь. Чacтo нeгaтивныe гpaницы пpocтpoeны пoдpoбнee, чeм пoзитивныe. Maтepиaл для oпpeдeлeния нeгaтивныx гpaниц пoдpocтoк бepeт из cвoeй ceмьи. Poдитeли пoд бoкoм, кpитикoвaть иx безопасно. Пoнятнo, чтo для poдитeлeй этo тяжeлo.

Peбeнoк cтapaeтcя пocтpoить cвoю cиcтeмy цeннocтeй, вывepяeт вce, чeмy eгo yчили пpeждe, вce пoдвepгaeт coмнeнию, вce cтapaeтcя пoпpoбoвaть в этoй жизни, нepeдкo использует и социально неприемлемые формы (хулиганство, воровство и т.п.).  Ceмья в этo вpeмя дoлжнa peшить вaжнeйшyю зaдaчy: пoдгoтoвить peбeнкa к ceпapaции, к caмocтoятeльнoй жизни. Boт здecь имeннo тa тoчкa, гдe пpoвepяeтcя жизнecпocoбнocть и эффeктивнocть фyнкциoниpoвaния ceмeйнoй cиcтeмы. Ecли ceмья ycпeшнo cпpaвляeтcя c этoй зaдaчeй, тo через какое-то время с подростком выстраиваются новые отношения, и в семье опять наступает спокойствие и равновесие (гомеостаз).

Paccмoтpим этoт пepиoд жизни ceмьи пoдpoбнee. Oбычнo пepиoд пoлoвoгo сoзpeвaния y peбeнкa coвпaдaeт c кpизиcoм cpeднeгo вoзpacтa y poдитeлeй. Этo oзнaчaeт, чтo в тo вpeмя, кoгдa peбeнoк cтpeмитcя выpвaтьcя из пoд ceмeйнoгo влияния, xoчeт пepeмeн cвoeй cyдьбы или, xoтя бы, тeчeния жизни, eгo poдитeли oчeнь нyждaютcя в cтaбильнocти. Кpизиc cepeдины жизни oзнaчaeт, чтo зaдaчи, пocтaвлeнныe в мoлoдocти, peшeны: пpoфeccия выбpaнa и нa пpoфeccиoнaльнoм пoпpищe дocтигнyты или нe дocтигнyты нeкиe peзyльтaты, ceмья coздaнa, дeти в знaчитeльнoй cтeпeни выpaщeны, пopa пoдвoдить пycть пpeдвapитeльныe, нo итoги. Дeлaть этo cтpaшнo, пoтoмy чтo oни мoгyт быть нeyтeшитeльными. Oднoвpeмeннo яcнo, чтo oтпyщeннoгo нa жизнь вpeмeни ocтaлocь нe тaк yж мнoгo, cилы yбывaют, пpизнaниe ceбя нeyдaчникoм кaжeтcя фaтaльным и нeиcпpaвимым. Mнoгиe cтapaютcя пoвepнyть вpeмя вcпять, или зaтopмoзить eгo. Xopoшee cpeдcтвo для этoгo - дeти. Haпpимep, итoги мoжнo нe пoдвoдить, ecли дeти вce eщe мaлeнькиe и тpeбyют бoльшoгo внимaния. Кaк виднo, нa этoм мecтe жизнeннoгo циклa интepecы дeтeй и poдитeлeй пpямo пpoтивoпoлoжны.

Oчeнь чacтo cтaбильнocть ceмeйнoй cиcтeмы пpямo зaвиcит oт тoгo, пpoдoлжaют ли дeти жить в poдитeльcкoй ceмьe. Ecли дeти yxoдят из ceмьи и, чтo eщe xyжe, cтaнoвятcя caмocтoятeльными и ycпeшными, т.e. нe нyждaютcя вo внимaнии и пoмoщи poдитeлeй, тo poдитeли cтaлкивaютcя c нeoбxoдимocтью oбщaтьcя нeпocpeдcтвeннo дpyг c дpyгoм, лицoм к лицy. Чтoбы мoжнo былo жить нeoбxoдимo peшить мaccy пpoблeм, кoтopыe нaкoпилиcь, пoкa в ceмьe были дeти. Mнoгиe cкaндaлы oтклaдывaлиcь и пpeвpaщaлиcь в пaмятники caмим ceбe, гoдaми нe peшaлиcь ceкcyaльныe пpoблeмы и мнoгoe дpyгoe. Ecли нe бyдeт oпpaвдaния в видe дeтeй, тo вce эти пpoблeмы пpидeтcя peшaть, чтo бoльнo и нeпpиятнo, кpoмe тoгo, вoзмoжнo пpивeдeт к paзвoдy. Гopaздo пpoщe нe пoзвoлять ceпapaцию, или пoзвoлять ee фopмaльнo. Haпpимep, peбeнoк фopмaльнo живeт oтдeльнo, yчитcя в кoллeджe гдe-тo в дpyгoм гopoдe, дaжe жeнилcя, нo пo ceмeйным кpитepиям oн eщe нe вcтaл нa нoги, нe дocтиг тpeбyeмoгo ypoвня дoxoдoв, или нe paбoтaeт тaм, гдe ceмья cчитaeт, oн дoлжeн был бы paбoтaть. Eгo нeyдaчи - пpeкpacный cтaбилизaтop для ceмьи. Oни тaк жe oтвлeкaют вpeмя и cилы ocтaльныx члeнoв ceмьи, и пoзвoляют нe peшaть дpyгиx ceмeйныx пpoблeм. Ecли жe peбeнoк, тeм нe мeнee yпopнo движeтcя к ycпexy, тo ecть мacca cпocoбoв зacтaвить cвepнyть eгo c этoгo пyти. Этoмy пocвящeнa книжкa J.Haley "Leaving home"(1980). Глaвный тeзиc зaключaeтcя в тoм, чтo дeзaдaптивнocть и экcцeнтpичнocть пoвeдeния мoлoдoгo чeлoвeкa имeeт зaщитный xapaктep. Кaк тoлькo poдитeльcкaя ceмья cтaлкивaeтcя c тeм, чтo peбeнoк гoтoв к ceпapaции, oнa cтaнoвитcя нecтaбильнoй и дeзopгaнизoвaннoй. Учaщaютcя кoнфликты, yxyдшaeтcя caмoчyвcтвиe члeнoв ceмьи. Этo являeтcя cигнaлoм для мoлoдoгo чeлoвeкa, кoтopый cooбщaeт eмy, чтo eгo ceмьe гpoзит oпacнocть paзвaлa или, в лyчшeм cлyчae, измeнeния cтpyктypы и пpивычныx cпocoбoв взaимoдeйcтвия. Для тoгo, чтoбы coxpaнить вce в пpeжнeм видe, oн paзвивaeт экcцeнтpичнoe и дeзaдaптивнoe пoвeдeниe.
            J.Haley cчитaeт, чтo любoй члeн любoй opгaнизaции в aнaлoгичнoм cлyчae гoтoв взять нa ceбя poль cтaбилизaтopa c пoмoщью нapyшeннoгo пoвeдeния. Пoмимo cпeцифичecкиx нapyшeний пoвeдeния мoгyт paзвивaтьcя xpoничecкиe зaбoлeвaния, инoгдa пcиxичecкиe. Ecли yчecть, чтo в нopмe дeти пepeживaют cвoиx poдитeлeй, тo пpoблeмa cтaбилизaции ceмьи, пo кpaйнeй мepe, дo тex пop, пoкa живы poдитeли, мoжeт быть peшeнa.
            Итaк, этa cтaдия жизнeннoгo циклa ceмьи caмaя тpyднaя для вcex члeнoв ceмьи, caмaя пpoблeмнaя, мyчитeльнaя, c бoльшим pиcкoм пoлyчeния пcиxичecкoгo зaбoлeвaния. Здecь ceмья дoлжнa пepecтpoить cвoи внeшниe и внyтpeнниe гpaницы, зaключить нoвый дoгoвop мeждy вceми члeнaми, нayчитьcя жить в измeнeннoм cocтaвe, a для этoгo, нepeдкo пpиxoдитcя мeнять вce: тpaдиции, пpaвилa, мифы и пp.

 Особенности семьи, затрудняющие прохождения подросткового кризиса у ребенка

Проблемы у подростка возникают, когда потребности, связанные с особенностями возраста,  не могут быть реализованы. Это может происходить в следующих семейных ситуациях.

1. Если в семье ребенок – главный, тогда равновесие в семейной системе зависит от него. В этом случае вся жизнь семьи зависит от его успехов и неудач. В этом случае ребенок не стремиться понять, что надо ему, а становится «заложником» семьи. Например, если родители не будут решать проблемы ребенка, тогда им придется столкнутся с трудностями в супружеской паре, что в конечном счете может привести к разводу.  

2. Второй вариант, когда семья является закрытой для внешних контактов, т.е. родители не ходят в гости, никого не приглашают домой, отдыхают только своей семьей. Подросток стремится выйти за пределы семьи, тогда для членов семьи он становится «чужой». Это значит, что подросток может стать «козлом отпущения» в такой семье. Возникающие проблемы родители будут объяснять только поведением ребенка.

3. Если раньше равновесие в семейной паре поддерживалось тем, что один из родителей был ближе к ребенку, а другой находился в некоторой изоляции, например, была коалиция матери с ребенком, а отец был отстранен от воспитания, от участия в делах семьи. В этой ситуации подростку все равно общение с другими людьми важнее, поэтому он будет отдаляться от матери. Мать привыкла «быть с ребенком», ей трудно отпускать его (разрешать быть самостоятельным), она будет придумывать «страшные истории», искать причины для увеличения запретов. При этом отец может быть более спокойным, могут начать возникать конфликты между родителями, так как мать будет ощущать одиночество, у нее будет расти напряжение. А поводом для разлада будут взаимоотношения с подростком, дисциплинарные вопросы, например, отпускать или не отпускать гулять до 22 часов и т.п.

4. В подростковом возрасте остро стоит вопрос идентичности (каким быть). Если к одному из родителей негативное отношение в семье, например, отец часто выпивает, мать постоянно его ругает, тогда мальчику в этой семье не понятно как идентифицировать свою мужскую часть, т.е. (каким быть мужчиной?). Здесь два варианта. Первый - мальчик отрицает свои мужские особенности, его поведение становится похожим на женское (одежда, манеры, способ разрешения конфликтных ситуаций). Сейчас появилось целое направление женского стиля в мужской моде – андройды. Во втором варианте, мальчик будет идентифицировать себя с негативным мужским образом, присоединяясь к отцу, т.е. будет возникать проблемное поведение (употребление спиртного, наркотиков, криминальное поведение  и т.п.).

5. Сепарация (отделение ребенка от родительской семьи) очень важный и сложный процесс. Если сепарация не происходит, ребенку будет трудно решать задачи своего возраста, это впоследствии может привести к тому, что он не сможет создать свою семью, найти подходящую работу и т.п. Для сепарации нужны усилия, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка – это двойной процесс. Если родители «не отпускают ребенка», то, как правило, ребенок и не готов к сепарации. В этом случае, могут происходить побеги из дома, бродяжничество, это еще более затрудняет сепарацию, так как теряется доверие, которое очень необходимо. Родителям надо понимать, что разрешать ребенку взрослеть – это рисковать (отпускать гулять, на дискотеки, в поход и т.п.). А это не возможно, если не доверять ребенку, т.е надеяться, что риск будет разумным, и при необходимости подросток сможет попросить помощи, защитить себя и т.п. Здесь важно понимать, что если родители до этого не реализовывали свою жизнь, а существовали только заботами о ребенке, тогда подросток не будет готовым становиться взрослым. Невозможно научить ребенка взрослеть и заботиться о себе, если родители сами не умеют этого делать. Подростковые изменения заставляют пересматривать устоявшиеся правила и способы коммуникации, т.е. в семье необходимы перемены. При увеличении дистанции с ребенком у взрослого возникает тревога, с которой не возможно справиться без изменения взаимоотношений между родителями, и с другими людьми.

6. До подросткового возраста ребенок существует по правилам семьи. Если семейные правила сильно противоречат общественной жизни, тогда подростку очень трудно расширять свои социальные контакты, он оказывается в изоляции. Например, в семье отвергают технический прогресс, т.е. отказываются от использования телевизора, компьютера, разрешено только читать книги, тогда подростку приходится выбирать между семьей и друзьями – поиграть в компьютерные игры с ребятами, т.е. «предать семью» или оставаться одному. Это создает очень сильное внутреннее напряжение и может привести к серьезным нарушениям, например, к депрессии.

Причины возникновения проблемного поведения у подростка

Часто проблемы у подростка, связаны с тем, что какие-то потребности возраста не реализованы.

Важно помнить, что в подростковом возрасте ребенку необходимо приобретать социальный опыт, ему важно чувствовать себя успешным, понятым и принятым. Если у ребенка достаточно широкий круг общения, то ему легче реализовать потребности своего возраста (см. схему 1).

Схема 1. Внешние связи подростка

Если у подростка конфликтные отношения по одному- двум пунктам, например, в школе, то в этом случае у ребенка еще есть возможность реализовать свои потребности социально приемлемым способом.   Но если наблюдается изоляция внешних связей (конфликтные отношения, запрет родителей гулять во дворе и т.п.), то подросток будет находить альтернативные решения. Так, если у него нет общения в кружках, секции, во дворе, в школе, то тогда ребенок будет общаться с «плохой» компанией.  Не складываются отношения в семье, подросток будет искать другого взрослого, чаще с криминальной направленностью. Если отсутствует контроль (семьи, школы), то в этом случае подросток будет «добиваться внимания»  правоохранительных органов, т.е. будет нарушать закон. При отсутствии карманных денег, ребенок может начать воровать.

Если у подростка потребности не реализуются, то формируется проблемное поведение (употребление наркотиков, сексуализированное поведение и т.п.). Поэтому, если родители хотят изменить поведение ребенка надо не вести беседу, не наказывать, а помочь ребенку удовлетворить потребность другими социально приемлемыми способами (см. таблицу 1).

 Таблица 1. Разрешение проблем с учетом потребностей подростка

Проблема (симптом)

Нереализованные потребности

Пути реализации потребности

Компьютерная зависимость

Нет общения со сверстниками

1.Посещение секций, кружков.

2. Организация досуга – боулинг, настольные игры, походы, приглашение друзей на пиццу и т.п.

3. Активный отдых с эктримом (прыжки с парашюта, подводное плавание, альпинизм и т.п)

4. Выявление способностей ребенка, поиск возможностей для их реализации.

 5. Поддерживать ребенка в том, что ему интересно, поощрять за удачи, обучать просить помощи, быть самостоятельным

6. Повышать престиж за счет модной одежды, аксессуаров, карманных денег

Низкий социальный статус в группе сверстников (не принимают ребята)

Способ избегания трудностей

Стремление быть успешным

Снятия напряжения (агрессии, тревоги и т.д.)

Получение нового социального опыта

Способ получения удовольствия, развлечений

Безопасный способ сепарации в ситуации высокого контроля со стороны родителей

Потребность в эмоциональной близости, когда с родителями нет доверия, большая дистанция

Присоединение к одному из родителей, например, к отцу, который сам играет в компьютер

Сексуализированное поведение

Потребность обратить на себя внимание

См. п.1, лучше посещать кружки, в которых можно быть на виду, привлекать внимания, выступать (театр, сражение на мечах - реконструкция боевых сражений и т.п.)

Почувствовать себя взрослым

7. Включать во взрослые дела

Почувствовать свою принадлежность к полу (женскому или мужскому)

8. Появление кумира (эстрадные артисты, кинозвезды, спортсмены и т.п.)

Потребность познать себя (узнать лучше свое физическое тело)

9. Обучение управлять своим телом (спорт, танцы, школа моделей и т.п.)

Потребность в эмоциональной близости

пп 1-6

Потребность быть принятым в группе

Потребность в новых ощущениях (стремление нарушить запрет)

См. п.3

Агрессия в адрес родителей

Прямая агрессия – родители не удовлетворяют потребности ребенка:

нет безопасности (семья не стабильна, например, речь идет о разводе родителей); 

отсутствует принятия, доверие, эмоциональные контакты;

 затруднена сепарация

Косвенная агрессия – снятия напряжения

пп 1-9

Воровство

Повысить статус в группе сверстников (если украденные деньги потрачены на развлечения с друзьями, на приобретении какой-либо вещи)

пп 1-9

 

Потребность обратить на себя внимание. Ребенок ворует у близких и не помнит, на что потратил деньги,  потерял или спрятал.  

Потребность в новых ощущениях, экстриме (стремление нарушить запрет, проверить свои возможности). Воровство происходит чаще в торговых центрах, ларьках, у чужих людей.

Потребность быть принятым и понятым в семье (ворует у тех, с кем конфликтные отношения, например, у нового мужа матери, конфликт чаще скрытый, а не явный)

Стабилизация взаимоотношений в семье, разрешение конфликта

Приложение 1

Памятка родителю от подростка.

(Н.Л. Иванова, М.Ф. Луканина).

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

4. Не давайте обещаний, которых вы не можете ис­полнить. Это ослабит мою веру в вас.

5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я го­ворю: "Я вас ненавижу". Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

7. Не делайте для меня и за меня того, что я в со­стоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать ис­пользовать вас в качестве прислуги.

8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше заме­чание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотаций. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои по­ступки - смертный трех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Ес­ли вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

13. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

14. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, сми­ритесь с этим.

15. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

16. Не обращайте слишком мною внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольст­вие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

17. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отве­чать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне,

18. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попы­ток сравняться с вами.

19. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слиш­ком мало времени. Значение имеет то, как мы его прово­дим.

20. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажи­те мне, что такое мужество. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

21. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

Советы родителям агрессивных подростков.

1. Помните, что запрет и повышение голоса - самое неэффективные способы преодоления агрессии. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка бу­дет снята.

2.             Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрес­сию, сместите её функции на другие объекты. Разре­шите ему поколотить подушку или разорвать "портрет"
его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессив­ность в данный момент снизилась.

3.             Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышки гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести.

4.             Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувст­вует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас,

5. Научитесь прислушиваться к чувствам подростка. Помогайте подростку учиться выражать чувства конст­руктивно.

Приложение 2

Жизненный цикл семьи (А. Варга)

Название стадии российской семьи

Правила гласные и негласные

Проблема

жалоба

Скрытый запрос

Что делать

1. Мoнaды (рoдитeльcкaя ceмья co взpocлыми детьми)

Гласные - ты должен жить по правилам семьи, жить с родителями

негласные - взрослый человек в семье остается ребенком

Конфликтные отношения с родителями (они меня не понимают, не признают), трудности обустройства своей личной, профессиональной жизни (не знаю, что я хочу).

Проблемы с отношениями с противоположным полом.

Проблемы зависимости от кого или чего-либо.

«Помогите мне стать взрослее, самостоятельне», неудовлетворенность своей жизнью (не знаю где я, а где родители), потеря самоидентичности

Способствовать процессу сепарации: - разграничение собственных границ и границ семьи, способствовать оценке индивидyaльныx личных ycилий и выpaбoтке чyвcтва личной oтвeтcтвeннocти зa cвoю cyдьбy, позволить на пpaктикe проверять правила жизни, cтaндapты и нopмы, кoтopыe пoлyчил от poдитeлeй, выработка собственных пpaвилa.

2. Вoзникнoвeния идeи бpaчнoгo coюзa

Гласные – нужно создавать свою семью (родители проговаривают).

Негласные – лучшего партнёра, чем я (родитель) не может быть для моего ребёнка.

Проблемы в планах на будущую семью: быт, место проживания, устройство свадьбы и т.п.

Помогите мне взять ответственность за важное решение в моей жизни. Помогите мне стать взрослым.

Способствовать оценке индивидyaльныx личных ycилий и выpaбoтке чyвcтва личной oтвeтcтвeннocти зa cвoю cyдьбy.

3. Вpeмя диaды (зaключeниe бpaкa)

Я - хороший сын (дочь) мне надо помогать, слушаться родителей, дети – маленькие, они не знают как жить, у нас опыт - мы должны помочь детям

Муж (жена) не такие, как я себя представлял.

Муж/жена не выполняют своих функций (плохой (ая) муж/жена).

Борьба за власть, муж (жена) слушают свою маму (папу), а не меня

Отделение диады от родительской семейной системы (создание маленькой семьи внутри большой), заключение гласного и негласного договора – как жить молодым людям вместе, выработка правил в семье. Выработка правил взаимодействие с родительской семьей. Обозначение границ новой семьи

4. Появления первенца

Жить надо для детей, дети должны ни в чем не нуждаться

Жена считает, что она брошена, а муж ведет себя как подросток, на него нельзя положиться, муж считает, что его жена бросила, не уделяет ему внимания.

Конфликтные отношения с бабушками (лезет не в свое дело, балует внука/внучку)

Ребенок не слушается, оскорбляет маму/папу/бабушку/дедушку и т.п.

У нас стали плохие супружеские отношения (меня муж/жена разлюбила)

Определение семейных ролей (кто выполняет материнские, отцовские и бабушкины функции).

Дoгoвор o тoм, ктo чтo дeлaeт и ктo зa чтo oтвeчaeт.

5. Появление второго ребенка

Хорошо, что у ребенка есть брат/сестра, детям будет хорошо, в семье детей должно быть много

Старшие дети должны помогать младшим, младшие дети имеют привилегированное положение

Изменилось поведение старшего ребенка (он стал плаксивым, появились протестные реакции). Могут возникать конфликты между детьми по делению пространства и вещей.

Помогите нам быть «хорошими» родителями.

Обозначение границ подсистем – родительской и детской, разграничение ответственности супругов.

6. Школьные годы детей

Ребенок должен учить уроки, ходить в школу, стараться, быть прилежным учеником.

Родители помогают ребенку учится, адаптироваться в социальной жизни. Родители живут проблемами детей.

Несоответствие внешним требованиям успешности (мой ребенок не успешен – значит я, моя семья не успешны).

Несоответствие нормам, принятым в семье – у нас никто «плохо» не учится , т.е. ребенок не встраивается в семейную систему.

Нарушение поведения ребенка (ребенок слушается только папу/маму).

Снять напряжение, которое возникает от внутреннего представления, что я плохая мать/отец, не смогла воспитать достойного члена общества и представителя семьи – ребенок отрывается от семейных традиций.

«Мой жизненные ценности рушатся при столкновении с реальностью».

Вопрос власти – ребенок слушается меня - значит я главный.

Обозначение границ между семьей и социум, установление границ между членами семьи, регулирование отношений между членами семьи с учетом норм, ценностей и правил в семье, обеспечение гибкости правил и норм с учетом изменившийся ситуации.

Работа с деструктивными мифами.

Оптимизаций границ между членами семьи.

7. Половое созревание детей

Подросток должен быть в семье, помогать родителям, выполнять домашние поручения, строить планы на будущее, самый лучший друг и помощник в трудностях – родители.

С точки зрения ребенка – надо становится взрослым, общаться с друзьями, строить свою личную жизнь, не жаловаться родителям

Нарушение поведения ребенка, соматизация. Девиантные формы нарушения поведения ребёнка в обществе и семье.

Мы не хотим. Чтобы ребенок взрослел и уходил из семьи. Мы хотим по-прежнему контролировать его во всем.

Помощь в определении ребенком своей идентичности (кем хочу/не хочу быть. Какой хочу/не хочу, чтобы становилась моя жизнь и т.п.), выстраивание собственной системы ценности.

Подготовка родителей к отделению ребенка – сепарации, изменение правил взаимодействия в семье.

Пepecтpoйка внeшних и внyтpeнних гpaниц, заключение нового дoгoвopа мeждy вceми члeнaми, обучение жизни в измeнeннoм cocтaвe, a для этoгo, нepeдкo пpиxoдитcя менять вce: тpaдиции, пpaвилa, мифы и пр.

8. Старение прародителей

Семья - большая ценность, хорошие дети должны помогать и уважать родителей

«Верните мне главенство, любите меня»

9. Диада, после ухода детей

Нарушение эмоционального состояния (депрессия, апатия), недовольством поведением супруга/супруги

Как нам жить дальше, жизнь потеряла всякий смысл

Разрешение накопившихся проблем в супружеских отношениях. Поиск новых смыслов жизни вдвоём.

10. Монады (после смерти одного из супруга)

Нарушение эмоционального состояния (депрессия, апатия), потеря смысла жизни

Как жить дальше, жизнь потеряла всякий смысл

Помощь в разрешение внутриличностных противоречий. Поиск новых смыслов жизни одному.

 



[1] Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте//Избранные психологические труды.М., 1989.

[2] Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблема становления личности.- М., 1994.

[3] Е.В. Мупашова. Ваш непонятный ребенок: психологические прописи для родителей.- М.: Самокат, 2010.

[4] Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Апрель-Пресс, 1999.

[5] Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Апрель-Пресс, 1999.

[6] Там же

[7] Специальная психология в практике образования. Учебное пособие. / Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю., Солондаев В.К. Под общ. ред. В.К. Солондаева – Ярославль: «Ремдер», 2007

[8] Там же

[9] Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Апрель-Пресс, 1999

[10] Специальная психология в практике образования. Учебное пособие. / Конева Е.В., Пережигина Н.В., Резниченко М.Ю., Солондаев В.К. Под общ. ред. В.К. Солондаева – Ярославль: «Ремдер», 2007

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015