16 октября 2024 г.
Особенности подросткового возраста. Минимизировать

Мочалова Ирина Владимировна

врач-психотерапевт

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов в становлении личности. Он часто сопровождается эмоциональными нарушениями, поведенческими отклонениями, социальной дезадаптацией. Статистика психологического консультирования говорит, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот момент резко увеличивается. Причем соответственно резко расширяется диапазон запросов родителей: от проблем первой неразделенной любви их дочерей (сыновей) до опасности наркомании. От острых реакций на конфликт и кризисы в семье до нежелания ходить в школу.

В настоящее время выпускается много литературы, посвященной работе с подростками, разработано много тренинговых программ, в которых подросток получает новый социальный опыт и учится лучше понимать себя и управлять своим поведением.

Подростковый возраст, как переходный от детства к зрелости, всегда считался критическим, однако кризис этого возраста (пубертатный) является самым острым и длительным. Период 11-12 лет определяется как препубертатный период, а 13-15 лет – как пубертатный.

Связано это с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психологических и социальных факторов. У подростков наблюдаются глубоко психологические, личностные изменения, не связанные напрямую с перестройкой эндокринной системы. К этим изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей.

Возрастные задачи подросткового периода:

1.                      Сепарация и индивидуализация.

2.                      Развитие самоопределения.

3.                      Определение референтной группы.

4.                      Развитие половой идентификации.

5.                      Развитие личной системы ценностей.

6.                      Формирование жизненных целей.

Таким образом, это, прежде всего, задачи самоопределения в трёх сферах: психологической (интеллектуальной, личностной и эмоциональной), сексуальной и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных по­требностей детей этого возраста: физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в при­надлежности к группе; потребности в независимости и эмансипа­ции от семьи; потребности в привязанности; потребности в успе­хе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в са­мореализации и развитии собственного Я.

Сюзан Кэррел отличает пять точек амбивалентности подростка:

1. Бунт против контроля со стороны взрослых / потребность в предписаниях / подсказках.

2. Желание близости / страх интимности: подросткам хотелось бы иметь близкие отношения с другими, даже со взрослыми авторитетными фигурами, но они подозрительны.

3. Испытание и проверка на прочность внешних границ / поддержка и забота со стороны взрослых.

4. Мысли о будущем / ориентация на настоящее.

5. Сексуальное созревание / психологическая неподготовленность к сексуальному опыту.

Эта противоречивость переживаний в подростковом возрасте связанна с необходимостью найти и установить своё собственное содержание, освоить своё собственное психологическое пространство.

В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние  отношения ребенка к окружающему, к самому себе.

Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояние, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Поэтому многие притязания приводят к неразрешимым трудностям, входят в конфликт с реальной действительностью.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить». До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город.

Внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Внутренне происходит следующее: у подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!".  К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

В этот период подросток стремится освободиться от опеки родителей. Главная тенденция подросткового возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

У подростков особо высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности – самый частый источник отрицательных переживаний в этом возрасте. Для преодоления социальной дезадаптации, предупреждения и коррекции неблагоприятных вариантов личностного развития, решения коммуникативных проблем подростков чрезвычайно эффективны групповые формы психологической помощи.

Подростковый кризис

Подростковый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998):

·        отделение, или сепарация;

·        отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он находит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.

Важнейшим аспектом процесса вторичной индивидуации является деидеализация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, связанное с необходимостью сепарироваться от семьи, порождает внутриличностный конфликт. Подросток ощущает потерю внутренней поддержки вследствие символического «убийства» родителей, представленных в его внутреннем мире правилами, нормами и ценностями, регламентирующими жизнь в семье и социуме. Чтобы избавиться от чувства опустошенности, сопровождаемого ощущением болезненного отчуждения, и получить поддержку по мере продвижения к независимости, он включается в интенсивные взаимоотношения со своими сверстниками.

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (Ремшмидт Х., 1994):

·        различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода;

·        несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

·        отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;

·        психологические и социальные различия между родителями и детьми.

Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение взаимоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей видеть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпротекционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Личность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претерпевает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего либо противоположного пола.

К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот период, можно отнести следующие:

·        Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше свободы?

·        До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?

·        Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ребенка?

·        Стоит ли контролировать общение подростка с друзьями?

·        Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его развитии? и др.

С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновь встает необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости.

Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях развития семьи.

В тот период, когда дети входят в подростковый возраст, супруги часто сталкиваются с переменами в собственной жизни, что нередко вызывает переоценку и супружеских отношений. В случае, если она приводит к расколу родительской (супружеской) диады, ребенок склонен объединяться с тем или другим родителем для обретения большей свободы. В результате в семье может возникать такое структурное нарушение, как межпоколенная коалиция.

Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тесно связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье (Ackerman, 1959). Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Так, например, родитель, с особым рвением относящийся к выполнению своих родительских обязанностей, может компенсировать недостаток внимания, участия и необходимого контроля в его подростковом опыте взаимодействия с собственными излишне либеральными родителями. В оправдание своего поведения родители обычно говорят, что хотели бы избежать ошибок, допущенных прародителями, избавить своих детей от боли, которую довелось испытать самим, а также уберечь детей от неприятностей, с которыми им пришлось столкнуться. Однако чаще всего они склонны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, взаимодействуя с ребенком так же, как это делали их родители.

Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностями при отделении от своей семьи, для поддержания эмоционального баланса они будут склонны культивировать зависимость в собственном ребенке. Развитие его индивидуальное может таить в себе угрозу для семьи с проблемами в супружеской подсистеме, провоцируя тревогу расставания и страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут способны признать возрастающую потребность ребенка в самостоятельности, и последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется вынужден игнорировать собственные желания.

У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы. Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Среди проявлений подростковой депрессии выделяют следующие (Кемпински А., 2002):

·        форма безразличия и апатии;

·        форма бунта против старшего поколения;

·        форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогнозирования своего будущего);

·        лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гормональные изменения).

Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка. В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, расценивая поведение подростков как немотивированное и нуждающееся в коррекции, что еще более усугубляет депрессию.

Протекание данного семейного кризиса может осложняться часто приходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» родителей.

Кроме того, интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данного переходного этапа во многом определяются качеством преодоления предыдущих кризисов и количеством неразрешенных задач развития семейной системы.

Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:

·        рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;

·        проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);

·        резкое падение школьной успеваемости;

·        соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;

·        подростковая депрессия;

·        конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;

·        актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;

·        общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;

·        чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;

·        ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.

Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степени близости и т. д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток.

Психотерапевтическая помощь семье.

Формы работы с родителями подростков

Количество обращений за психотерапевтической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает число консультаций по проблемам, возникающим у родителей детей другого возраста. Более того, резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен, как подростковые суициды. Еще одно отличие подросткового периода состоит в том, что уже сам подросток может самостоятельно принять решение и обратиться в психологическую консультацию лично.

Особенностями психотерапевтического консультирования семьи с подростками являются:

·        Нередко отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями: зачастую ребенка приводят родители, желающие в нем что-то изменить, в то время как он даже не знает, куда и зачем они его пригласили.

·        Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только одного человека, в данном случае — подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

Консультируя подростков, психотерапевт должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят:

·        отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости;

·        преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);

·        новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

·        принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.

Психологические задачи подросткового возраста связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются:

·        взаимоотношений в группе сверстников;

·        взаимоотношений с лицами противоположного пола;

·        взаимоотношений с родителями;

·        взаимоотношений с учителями;

·        вопросов осознания собственной личности;

·        трудностей в учебе;

·        необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психотерапевтической помощью. При этом важен факт прихода на консультацию второго родителя и самого подростка.

Возможны несколько вариантов работы:

Вариант 1. Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В том случае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взрослением ребенка, адекватной формой помощи является семейное консультирование.

Вариант 2. Подросток и родители обращаются за помощью, но основная проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в трудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т. д.). В дальнейшем работа проводится с самим подростком (диагностика и консультирование). Задачей психотерапевта является выяснение обоснованности жалоб и принятие решения об адекватной форме психотерапевтической помощи (например, в виде участия в тренингах общения, индивидуального консультирования или психотерапии). Родители могут быть привлечены для работы в параллельной родительской группе либо приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

Вариант 3. Родитель обращается за психотерапевтической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что последний не мотивирован сотрудничать с психотерапевтом. В такой ситуации наблюдается нарушение взаимоотношений и утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем.  Психотерапевту необходимо выяснить причины амбивалентных чувств к ребенку, уточнить характер недовольства родителя. В то же время, постепенно завоевывая доверие подростка, психолог должен переориентировать его на более искреннее и честное взаимодействие с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консультирование, обучая способам разрешения конфликтных ситуаций и т. п.

Вариант 4. Родитель обращается по поводу проблем ребенка, однако при взаимодействии с ним выясняется, что в психотерапевтической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться как тревога расставания, страх одиночества, страх надвигающейся старости, так и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация, индивидуация и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

Вариант 5. Полная потеря контакта и взаимного доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти в консультацию, так как воспринимает всех взрослых (родителей, педагогов, консультанта) как преследователей. Важно понять, что лежит в основе такой реакции и каков вклад родителей в такое поведение ребенка. Соответственно, здесь консультативная работа проводится с родителем (родителями).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. Подросток соглашается на общение с психологом только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения психолога с подростком с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и путей ее разрешения.

Таким образом, если семья обращается за психотерапевтической помощью, важно определить локус ее проблем:

·        индивидуальные проблемы одного из членов семьи (когнитивные, эмоциональные, поведенческие нарушения, личностные расстройства ребенка или одного из родителей);

·        проблемы в супружеской подсистеме;

·        проблемы в детско-родительской подсистеме;

·        проблемы в семейной системе в целом;

·        проблемы взаимодействия семьи с внешним социальным окружением.

Определение локуса проблем семьи обусловливает выбор методов и приемов психотерапевтического воздействия.

Если психотерапевт работает со всей семьей, цели психотерапевтической помощи должны быть ясными и значимыми для каждого из ее членов. Важно, чтобы на промежуточных стадиях консультирования психотерапевт акцентировал внимание на достигнутых позитивных эффектах, поддерживая мотивацию членов семьи к дальнейшей работе.

Групповая психотерапия подростков

Груп­повая работа — увлекательный и захватывающий процесс. Вместе с тем она требует большого напряжения, терпения и отнимает много сил и внимания.

Работа с подростками в группах предпочтительнее одной лишь индивидуальной работы с ними по следующим причинам:

1.     Бросает вызов мифу об их уникальности.

2.     Предлагает подросткам руководство взрослого, в котором  они нуждаются, и в то же время,  предоставляет им независимость и даёт возможность действовать своими собственными силами.

3.     Снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и ребёнка, имеющий место в процессе индивидуальной терапии.

4.     Это “полигон” для отработки новых социальных навыков.

5.     Является способом укрепления “эго” членов группы.

По моему мнению “группа” – это система отношений, которые по-своему представляют отношения между индивидами и обществом; другими словами, это путь, через который участники взаимодействуют с социальными ценностями, нормами и ресурсами. В ходе групповой работы возникает процесс положительной идентификации, как с участниками группы, так и с ведущим. Работа в группе расширяет диапазон возможного поведения, позволяет понять участникам, что они во многом похожи друг на друга, хотя каждый из них очень индивидуален. Через такую группу участники работают над своими взглядами, установками, межличностными отношениями и способностями эффективно справляться с различными жизненными ситуациями, т.е.  над способами адаптивного поведения.

В работе с подростками, в рамках ГОУ ЯО «Центр помощи детям», нами была использована авторская программ «Личностное развитие подростков. Общение и разрешение конфликтов».

Программа представляет собой комплекс двух тренингов: тренинга личностного роста и тренинга общения и разрешения конфликтов.

Цель тренинга личностного роста и тренинга общения: создание условий для  личностного роста,  повышения компетентности в сфере общения и развитие умений в разрешении конфликтов  участников тренинга.

Цели тренинга конкретизируются в задачах:

1.     Объяснение  подросткам систе­мы понятий и представлений,    необходимых для психологического анализа своей личнос­ти,  группы и социально-психологических    си­туаций.

2.     Познание своих сильных и слабых сто­рон во взаимодействии с другими людьми.

3.     Понимание себя как личности и нахож­дение способов личностного развития, снятие внутри личностных   конфликтов    и    напряже­ний.

4.     Приобретение внешне-выражаемых умений и навыков общения, т.е. обогащение техниками и тактиками общения.

5.     Развитие способностей самовыражения своими индивидуальными средствами.

6.     Формирование умений организации оп­тимального  общения,  конструктивного  разре­шения конфликтов    в   общении, эмоциональ­ной и поведенческой саморегуляции, психоло­гического анализа ситуаций.

7.     Развитие навыков рефлексии и обрат­ной связи.

В тренинговую группу могут вхо­дить подростки в возрасте 13—15 лет на условии добровольности. Группа должна быть разнополой. Количественный состав группы до 15 человек. В процессе отбора про­водится диагностика с целью выявления ин­дивиду­ально-психологических особеннос­тей, мотивации участия в тренинге, определе­ния противопоказаний. Диагности­ка проводится в процессе работы груп­пы и после ее окончания.

Программа тренинга включает в себя 10-15 занятий, которые можно проводить или раз в неделю или раз в две недели. Она основывается на принципе постепенности, поэтапности. Благодаря этому подросток постепенно углубляется в процесс осознания себя, своего «Я», что является основанием для продуктивного общения. В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия.

Данная программа-тренинг была апробирована в 6 группах подростов 13-16 лет. В результате апробации предложенной программы были получены следующие результаты: отмечены изменения коммуникативных навыков подростков, рост самопознания участников тренинга, умение разрешать конфликты, повышение самооценки. Полученные в процессе тренинга навыки могут быть использованы подростками в повседневной жизни. Участники указывают на возросшую независимость от оценок и критики окружающих, уверенность в ситуациях, ранее вызывавших тревогу. Программа выполнила поставленные задачи.

Как найти общий язык с подростком

Памятка для родителей

Восемь «волшебных» слов, которые связывают роди­телей и детей-подростков и делают их отношения более близкими и позитивными: умения ПРОЩАТЬ, ДОВЕ­РЯТЬ, БЛАГОДАРИТЬ, ЦЕНИТЬ, ИЗВИНЯТЬСЯ, УВА­ЖАТЬ, быть СМЕЛЫМ.

И восьмое слово - ЗАВТРА: в отношениях могут быть трудные моменты, но они пройдут.

Пять советов, как показать ребенку свою поддержку:

1.            Демонстрируйте свою заинтересованность в том, чтобы помочь, не пытаясь при этом руководить.

2.            Чтобы сохранить спокойствие и помочь ребенку, отделяйте свои чувства от чувств своего ребенка.

3.            Поделитесь с ним историей о похожей ситуации в Вашей жизни.

4.            Спросите ребенка, хочет ли он получить Ваш совет.

5.            Поддерживайте в Вашем ребенке уверенность в себе.

Что делать в том случае, если Вы задаете вопросы, а в ответ слышите плохие новости.

·                    Демонстрируйте ребенку, что Вы сможете справиться со всем, о чем он Вам расскажет.

·                    Действуйте вместо того, чтобы реагировать!

·                    Вместе работайте над поиском решения.

·                    Похвалите ребенка за усилия, которые он продемон­стрировал, когда пришел к Вам поговорить.

Как разрешать конфликт с подростком.

·                    Говорите спокойно и твердо.

·                    Не злитесь. Когда сердитесь, возьмите «тайм-аут».

·                    Делайте паузы в разговоре, чтобы дать ребенку высказаться.

·                    Позвольте подростку выразить свой гнев, но пусть он делает это в своей комнате.

·                    Откажитесь от той модели поведения, которая неэф­фективна.

·                    Когда обсуждаете с подростком то, что нужно изме­нить, откажитесь от «Ты-высказываний» в диалоге с ним.

·                    Учите его поступать по-другому, не споря с ним.

Откройте для подростка — где «заканчиваетесь» Вы и

«начинается» он.

·                     Заставьте ребенка взять ответственность за свои мысли, чувства и за свое поведение.

·                     Выработайте у него навыки грамотного поведения в опасных ситуациях, чтобы он мог сам с ними справ­ляться.

·                     Поощряйте его желание стать самостоятельным.

·                     Научите его отказывать, сказать «НЕТ», если он сталкивается с сильным давлением.

·                     Не воспринимайте поступок ребенка как направлен­ный персонально на Вас.

Пять советов, как воспитывать у подростка мораль­ную ответственность.

6.            Когда Вы даете обещание и выполняете обещанное, Ваш ребенок видит надежность и порядочность,

7.            Когда у Вас есть мужество поступать правильно, Ваш ребенок испытывает доверие и уважение к Вам.

8.            Когда Вы выражаете сочувствие тем, кому не очень повезло. Ваш ребенок видит эту заботу и учится сопере­живанию.

9.            Когда Вы быстро прощаете, Ваш ребенок видит сочувствие и понимание.

10.       Подчиняясь законам и правилам, Вы формируете его гражданское сознание.

Как найти путь к сердцу Вашего подростка.

·                    Уважайте потребности Вашего ребенка в частной жизни и своем пространстве.

·                    Позвольте ему самовыражение в оформлении своей комнаты.

·                    Расскажите ребенку истории из своей подростковой жизни

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015