25 мая 2017 г.
Конфликтная компетентность подростка. Минимизировать

Билык Екатерина Валерьевна

педагог-психолог

Конфликтная компетентность подростка

Подростковый возраст является периодом личности в ходе, которого происходят как личностные, так и социальные изменения. Внимание подростка начинает привлекать его собственный внутренний мир. Он старается разобраться в себе, но эта задача сложна даже для взрослого, казалось бы, сформировавшегося человека. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, однако, в силу неоднозначности результатов этого анализа, неустойчивых мотивов, большого количества противоречий и ситуативных влияний, образ идеального «Я» и реального «Я» зачастую расходятся, отсюда возможно возникновение внутриличностного конфликта. Неадекватно завышенная самооценка, равно как и неадекватно заниженная могут привести к подобному конфликту. В результате несоответствия ожиданий, уровня притязаний и реальных возможностей, способностей, готовности личности.

Как отмечал, кандидат педагогических наук, педагог-новатор В.А. Сухомлинский, в подростковом возрасте существуют естественные для этого периода развития противоречия в духовном развитии подростка. Такие как, например, непримиримость со злом, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться со сложными социальными явлениями жизни. Стремление быть «хорошим», «идеальным» и нетерпимость к воспитательному воздействию со стороны взрослых, желание самоутвердиться и отсутствие навыков конструктивной самореализации. Романтическая восторженность и грубые поступки, удивление перед безграничными научными достижениями и легкомысленное отношение к учебе. Разнообразие желаний, потребностей, интересов и ограниченность опыта, умений, настойчивости в их достижении. Следует отметить специфическую особенность подросткового возраста – когда ребенок старается оценить собственную личность и поведение с точки зрения взрослого. Когда он соотносит себя с «взрослым» и обнаруживает большое количество несоответствий, непонимания возникает высокий риск внутриличностного конфликта. Который, в свою очередь, приводит к повышению уровня конфликтности личности.

Понятие конфликтности, рассматривается исследователями, как свойство личности, отражающее частоту ее вступления в конфликт, развитие и завершение проблемных ситуаций конфликтным взаимодействием. При высоком уровне конфликтности человек становится частым инициатором напряженных отношений, независимо от того, предшествуют ли этому противоречивые ситуации или нет. Конфликтная личность характеризуется как личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий. Такой человек часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, деструктивный характер и негативные последствия. Он воспринимает противоречия и проблемы как представляющие угрозу для его интересов, статуса, достоинства, благополучия и т.д. Такое восприятие обусловливает его включение в конфликтное противоборство. Исследователи отмечают некоторые психологические характеристики, которые отличают конфликтную личность. Это, например, высокая сила и подвижность нервных процессов, преобладание процессов возбуждения; вымещение негативных эмоций на других людей в сложных ситуациях; противоречивость отношений; стремление владеть инициативой; неадекватная самооценка; низкая нормативность регуляции поведения; стремление к доминированию; недоверчивость; напряженность; направленность на противоборство. Отметим, что перечисленные выше характеристики, отличают не только конфликтную личность, но и в большинстве своем личность подростка. Однако, как мы уже говорили, важным фактором, причиной конфликтного поведения подростка является внутриличностный конфликт. Также существуют средовые факторы, под влиянием которых, подросток сам того не желая, становится участником конфликта. Это могут быть межличностные конфликты – возникают при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом; конфликт между личностью и группой, который возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе – его отношения с классом становятся конфликтными, так как он идет против мнения группы; межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Как же помочь подростку преодолеть конфликтные ситуации? Это, безусловно, очень важная, но вместе с тем и сложная задача для родителя. Первым шагом на пути, которой является собственное поведение, а именно высокий уровень самоконтроля, управление своими действиями, самовоспитание культуры речи, стремление к постижению эмоционального состояния, переживаний другого человека.

Наличие не только знаний, но и практических умений в области разрешения конфликтов предполагает сформированность у человека конфликтной компетентности. Которая включает в себя способность оптимальным образом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Исследователи отмечают, что наибольшее значение в процессе конструктивного разрешения конфликтов для подростков имеет общий уровень креативности. Термин «креативность» от латинского creatio – создание, сотворение, подразумевает наличие у человека творческих способностей, характеризующихся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность характеризуется умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Существенную роль играют индуктивность мышления и особенности восприятия. Креативность – это способность человека создавать новые идеи, восприимчивость к новым идеям, в отличие от конформизма или критики всего нового. Но при этом отмечается, что  чем более креативным является подросток, тем ниже уровень сформированности у него системы саморегуляции. То есть обнаруживается противоречие, с одной стороны, креативность является главенствующей в выборе личностью в конфликте оптимального типа реагирования. С другой стороны, высокий уровень развития креативности у подростков может выступать барьером на пути конструктивного разрешения конфликта. При этом, креативная личность отличается самоуверенностью, скептицизмом, критичностью, мало считается с социальными ограничениями и чужими мнениями. Выводы, которые были сделаны другими людьми, креативный человек должен проверить. Креативных людей отличают: самодовольство, агрессивность, недоброжелательность, некомфортность, эмоциональная возбудимость, склонность к бунтарству, радикализм. Эти черты, свойственные креативным личностям – типичны для подростков. Стараясь контролировать конфликтную ситуацию, они зачастую теряют над собой контроль, что приводит к проявлению агрессивных тенденций в собственном поведении. Однако следует отметить, что подростки склонные к проявлению агрессивного поведения в конфликте, ориентированы на успех и принимают ответственность за свое поведение, проявляя при этом такие полярные чувства, как, например, гнев и робость. Следовательно, в процессе конфликтного взаимодействия подросток должен усматривать выгоду в благоприятном исходе конфликтного взаимодействия, должен быть мотивирован на сложность и при этом возможность разрешения конфликта собственными усилиями, принимать ответственность за собственное поведение, а так же владеть способами анализа и урегулирования конфликтных ситуаций.

Рассмотрим наиболее распространенные схемы анализа конфликтных ситуаций. Первый способ – перечисление поступков человека с противоположной стороны и собственных действий, направленных на разрешение конфликта. Человек, анализируя конфликт таким образом, не учитывает личностные особенности и мотивацию участников. Наблюдается, как бы поверхностный взгляд на конфликтную ситуацию. Однако, потенциал для разрешения конфликтной ситуации путем такого анализа, скрыт в изменении собственного поведения, признание неэффективности привычных форм взаимодействия.

Второй способ характеризуется переносом внимания при анализе ситуации с поступка на личность. Центром внимания, таким образом, становится не сама ситуация, а человек, его личность. С этого момента начинается поиск причин конфликта. При таком способе анализа проявляется и личность человека, который анализирует ситуацию. Следует отметить, что для некоторых людей характерен интеллектуально-рассуждающий анализ, поиск объективных причин возникновения ситуации; для других – эмоционально–рефлексирующий анализ, в процессе которого проявляется стремление увидеть ситуацию глазами противоположной стороны, понять переживания этого человека.

Третий способ анализа конфликта отличается привлечением некоторых психологических знаний без достаточно глубокой их переработки. Психологические знания в таком случае используются для обоснования и применения конструктивного взаимодействия. При таком подходе к анализу конфликта заметно проявление интереса к психологическим особенностям человека, вовлеченного в конфликт. В данном случае, однако, провести глубокий психологический анализ конфликта, скорее всего не возможно, в силу недостаточности знаний о возрастных и индивидуальных особенностях личности и их проявлений в деятельности.

Существует так же возможность управления конфликтом, подразумевающая под собой в создание условий, под влиянием которых развертываются творческие способности сторон, участвующих в дискуссиях, но вместе с тем участники не выходят за определенные рамки, в противном случае противоречия могут перерасти в ссору и сопутствующие ей оскорбления. Необходимо построить такие личные и деловые отношения в предстоящей ситуации, которые смягчат возможные осложнения для обеих сторон. Следует стараться таким образом сконструировать процесс взаимодействия, чтобы отделить существо дела от взаимоотношений партнеров и тем самым избежать негативного влияния личности на решение проблемы. Основным показателем готовности к управлению конфликтом служит реализация творческого подхода к разрешению конфликтных ситуаций. А именно:

1. Превращение конфликта в новые возможности. Подобный процесс происходит, когда в ходе конфликтного взаимодействия актуализируется какой-либо ранее скрытый ресурс, возможность. Или, например, участники открыто заявляют собственные мысли, желания, цели, тогда общение становится более конструктивным. Так же, здесь следует отметить, высокую вероятность нахождения нового пути решения проблемы, например, при компромиссе, когда обе стороны идут на определенные обоюдные уступки стараются найти совместные пути решения. Компромисс возможен в случаях: обладания сторонами одинаковыми властью, ресурсами, социальной поддержкой; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временными решениями, когда другие решения оказались неэффективными; угрозы потерять все.

2. Ускоренное продвижение в понимании друг друга. Как известно, конфликт обостряет отношения между людьми, снижается самоконтроль, человек становится более эмоциональным, наиболее ярко проявляются ценности, установки личности. Конфликтное взаимодействие срывает маски, и личность проявляет свое истинное «Я».

3. Содействие личностному росту (развитию самоанализа и самопознания). Конфликтное взаимодействие способствует актуализации механизма самоанализа. Так, человек рассуждает о том, что он сделал или не сделал, что смог бы предпринять в дальнейшем для разрешения конфликтной ситуации. В чем кроется истинная причина конфликта, каким образом его внутреннее состояние влияет на внешнее поведение.

4. Очищение отношений от подтачивающих помех. В то время, когда личность проявляет себя «настоящую», когда приходит понимание того, что обсуждение предмета конфликта должно происходить исключительно между его участниками. Когда наступает стадия открытого конфликта и наличие противоборства становится очевидным всем, невозможным представляется скрывать или не замечать противоречия. Таким образом, из напряженной ситуации, из вялотекущего, скрытого конфликта, полного различных косвенных и побочных факторов, ситуация превращается в собственно конфликтную, а значит, имеющую определенную причину и требующую разрешения.

5. Стабилизация и оздоровление контактов партнеров по общению. На этапе завершения конфликта происходит коренная перемена ценностей участников противоборства, создаются условия и находятся ресурсы для прекращения конфликта. Таким образом, происходит изменение позиций обеих сторон, у каждого участника появляется информация о другом, опыт взаимодействия и решения ситуации. При благоприятном исходе конфликта стороны, как бы, переходят на новый уровень отношений, более открытый, доверительный. Каждый их участников, в таком случае готов впредь говорить о собственных претензиях, негативных эмоциях, догадках сразу и честно, что в свою очередь предотвращает конфликт.

6. Обеспечение конструктивного выхода негативных эмоций, что способствует их переходу в позитивные. В процессе открытого диалога личность может искренне поделиться собственными переживаниями, заявить о своих чувствах, эмоциях, при этом, не обвиняя другую сторону, а связывая такое состояние с самой ситуацией или ее характеристиками. В таком общении человек получает обратную связь о внутреннем состоянии оппонента и о том, что можно сделать для улучшения наличной ситуации. Если такой диалог происходит, то чувства гнева, обиды, злости, раздражение и ненависть сменяются более позитивными. Осознание того, что человека могут выслушать, понять, поддержать, пойти на взаимные уступки. Возникает состояние спокойствия, гармонии, радость, доверие, уверенность, уважение, чувство безопасности.

7. Эмоциональное возмещение тем, кто выслушивал тому, кто говорил о конфликте. Возникает в ситуациях, когда в процессе конфликтного взаимодействия кем-то из участников или всеми участниками косвенно привлекаются третьи лица. Когда участник конфликта погружается в него настолько, что это становится главной темой всех его разговоров, он обсуждает эту проблему со многими людьми, например, представляя себя в роли жертвы, он рассчитывает на то, что его пожалеют, приободрят. Эмоциональное возмещение состоит именно в том, что ожидания «страдающего» оправдаются. Наиболее эффективным приемом в данном случае является уместный комплимент, акцентирование внимания на чем-то действительно хорошем в человеке.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015