11 декабря 2017 г.
Формирование математических представлений Минимизировать
Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории.

Формирование  элементарных количественных представлений.

 

Познание ребенком количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять  элементарные арифметические  действия  необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности и подготовки к обучению в школе.

Для успешного обучения математике в школе дети должны правильно понимать и выполнять требования учителя, иметь сформированные пространственные и количественные представления, владеть прямым и обратным счетом, счетом конкретных и отвлеченных предметов, знать цифры, числа и уметь соотносить их с количеством предметов, знать геометрические фигуры, уметь решать арифметические задачи.

Показатели развития:

К трем годам  дети  должны научиться:

Ø     пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными («один огурец, много яблок»);

Ø     выделять 1, 2, 3 предмета из группы;

Ø     соотносить количество 1, 2, 3 с количеством пальцев;

Ø     находить 1, 2, 3 предмета в окружающей обстановке;

Ø     использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше, «меньше»;

Ø     уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»;

Ø     уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»;

Ø     уметь сравнивать предметы по толщине, использовать слова «толстый», «тонкий»;

Ø     уметь определять равенство и неравенство предметов;

Ø     узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы.

К четырем годам  дети должны:

Ø     считать в пределах 5 (количественный счет);

Ø     отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

Ø     сравнивать две группы предметов по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счет, обозначая словами «больше, меньше, поровну»;

Ø     выделять 3 предмета из группы по слову («Дай три палочки»);

Ø     выполнять операции объединения и разъединения в пределах 3-х с открытым и закрытым результатом;

Ø     сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними;

Ø     узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

Ø     определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, вверх, вниз);

Ø     знать правую и левую руку.

К пяти годам дети должны научиться:

Ø     считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5-ти в обратном порядке (5 4 3 2 1);

Ø     определять количество предметов и предметных изображений на картинках при различном расположении в пределах 5;

Ø     сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;

Ø     решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах 5, по представлению и отвлеченно в пределах 4-х;

Ø     выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам («Где он?»);

Ø     ориентироваться на листе бумаги;

Ø     знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

Ø     сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: шире-уже, выше-ниже, длиннее-короче, толще-тоньше и т.д.

К шести годам дети должны:

Ø     уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Ø     правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

Ø     сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;

Ø     уравнивать неравное число предметов двумя способами;

Ø     пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, имеющих различную величину, цвет, форму;

Ø     решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах 5-6;

Ø     выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

Ø     ориентироваться на листе бумаги;

Ø     знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

Ø     различать форму предметов;

Ø     сравнивать до 6-8 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними.

К семи годам дети  должны:

Ø     называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

Ø     соотносить цифру и число предметов в пределах 10;

Ø     составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Ø     пользоваться арифметическими знаками действий;

Ø     измерять длину предметов с помощью условной меры;

Ø     сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;

Ø     уравнивать неравное число предметов двумя способами;

Ø     выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

Ø     ориентироваться на листе бумаги;

Ø     знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапецию). Различать форму предметов;

Ø     сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними;

Ø     определять время по часам.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015