25 мая 2017 г.
Развитие мышления Минимизировать
Игнатова Ольга Юрьевна
Руководитель психолого-педагогического отдела.Педагог-психолог первой квалификационной категории.

Формирование мышления.

 

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений.

У ребенка постепенно развиваются три вида мышления:

-наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками);

-наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

-словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести, семи годам начинает более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Для того чтобы ребенок хорошо учился в школе, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Основные требования к умениям детей:

К трем годам дети  должны:

-подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);

-сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

-находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);

-знать, кто из животных где живет;

-знать кто из животных что любит есть;

-знать, какие вещи нужны летом, а какие - зимой;

-составлять пирамидку с учетом величины колец;

-адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);

-составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам детей необходимо научить:

-объединять  предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);

-подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);

-выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);

-выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;

-сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

-находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);

-находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);

-составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом  их величины;

-адекватно действовать с 5-местной матрешкой;

-составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.

К пяти годам детей необходимо научить:

-выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);

-классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);

-выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;

-самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;

-сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

-знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;

-составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;

-адекватно действовать с 6-местной матрешкой;

-составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

К шести годам дети должны:

-уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;

-классифицировать предметы в группы по определенным признакам (цвет, форма, величина, назначение);

-подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

-находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

-решать простые логические задачи;

-выстраивать логический ряд из фигур;

-сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

-составлять разрезные картинки из 5-6 частей;

-составлять пирамидку из 10 колец с учетом их величины;

-адекватно действовать с 7-местной матрешкой.

К семи годам дети должны:

-уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;

-объединять  предметы в группы по определенным признакам;

-подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

-выделять в группах предмет, не подходящий к общим признакам, обосновывая в речевых высказываниях это исключение;

-переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях;

-решать достаточно сложные логические задачи;

-выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;

-сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

-соотносить текст с соответствующей картинкой;

-устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;

-адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, понимать их скрытый смысл.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015