19 апреля 2024 г.
Баранцова Наталья Саввична
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.

-

Совершенствование навыка чтения у младших школьников.

«Чтение для ума – то же, 
что физические упражнения для тела»
Аддисон Д.

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И, конечно, мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Навык чтения включает в себя несколько параметров:

  • способ чтения: побуквенный, по слогам, целыми словами (в 1 – 2 классах у многих детей единицей чтения является слог, к концу 4 класса – слово);
  • скорость чтения: определены нормы техники чтения в минуту на конец учебного года для каждого класса начальной школы (1 класс – 30 – 40 слов, 2 класс – 50 – 60 слов, 3 класс – 70 – 80 слов, 4 класс – 100 – 110 слов);
  • правильность, автоматизированность (беглость): чтение без ошибок, с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи;
  • понимание прочитанного.

Как правило, к концу четвертого класса чтение ребенка становится беглым и выразительным, но некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного.

Что делать, если у вашего ребенка возникли проблемы с чтением?

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа:

  • первый этап — создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях;
  • второй этап — тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6—10-летнего возраста, для создания у них положительного настроя на занятия, необходимо включать игровые упражнения (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). Упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом, начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.
На начальном этапе, по возможности, исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для предварительного чтения (перед началом чтения текста).
В конце занятия выполните любимое и интересное для ребенка задание, используя игровые приемы. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или придумывая слова на заданную букву. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и обратить внимание при подборе материала заданий именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков (магнитной азбуки) или отыскивать сложные буквы на картинке.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015