20 апреля 2018 г.
Русанова Лилия Сергеевна
Заместитель директора. Логопед первой квалификационной категории

Младший школьный возраст. Чтение. Дислексия
-

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.
Дети оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, 
где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных 
речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-логопеду...

Что такое дислексия?

 

С дислексией, точнее – с её проявлениями сталкивался каждый. У кого-то в семье сын, брат, дочь и так далее, долго не могли освоить технику чтения: называли последовательно буквы, а сложить их в слова не умели, или читали задом-наперёд (справа-налево). Вариантов стойких трудностей и ошибок при освоении грамоты – множество, вот их и объёдиняют под общим названием – дислексия.

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Основным нарушением при дислексии является стойкая неспособность овладеть как слогослиянием (слоговым чтением), так и автоматизированным чтением целыми словами. Это очень часто сопровождается недостаточным пониманием или полным непониманием прочитанного.

Симптомы дислексии являются симптомами дезориентации. Восприятие окружающего мира детьми-дислексиками отличается от привычного восприятия обычного человека. Поэтому расстройство сказывается не только на письме и чтении, но и на ориентации в пространстве, а также на активности ребёнка. Зачастую такие дети гиперактивны, либо наоборот их отличает гипоактивность. Свойственна дислексикам и некоторая неуклюжесть, неорганизованность, рассеянность.

Если объяснять проще, ребёнок, страдающий дислексией, мыслит непривычным для обычного человека способом: трехмерными образами, а не словами и фразами. Печатные слова для него не поддаются образному восприятию, это и образует проблемы в обучении. Ошибочно чрезмерное давление на ребёнка: он найдёт способ уйти от проблемы. Зубрёжка и усиленная концентрация на чтении могут привести к нарушению самочувствия.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая дислексия – этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников.  Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема (звук) отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например,  твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.

    Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).

    Отмечается также:

    - побуквенное чтение;

    - искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

  2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение).

    Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения  воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

  3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. При этой форме дислексии наблюдается:

    - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);

    - неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);

    - изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

  4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
  5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Родителям важно интересоваться успехами и неудачами ребёнка, советоваться с педагогами. Не следует оставаться в стороне, ведь занимаясь дома, выполняя домашнее задание, ребёнок будет нуждаться в помощи. Запаситесь терпением и пониманием. Грамотный педагогический подход поможет ребёнку максимально использовать свои уникальные интеллектуальные особенности. Ваш ребёнок может стать лидером в своем деле, ведь сегодня количество сфер деятельности, где востребованы люди с необычным образным мышлением, богатым воображением и незаштампованным восприятием привычных вещей неуклонно растёт.

Не забывайте, что коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить это  расстройство.

ГОУ ЯО "Центр помощи детям" 2015